26 (13) мая 1917 года

Вечерний Курьер (Москва)

Необходимо изучать язык эсперанто.

Московское общество эсперантов постановило обратиться к учителям средней школы с заявлением, в котором между прочим говорится, что преподаваемый до сих пор в некоторых школах Европы и Америки язык эсперанто, не мог распространиться в России благодаря стеснениям преподавания полицейским строем, в том размере, какого он засуживает. А между тем на этот язык переведено много книг старого и нового светов. Наконец, много журналов издается на этом языке, отличающемся особым богатством, гибкостью и благозвучием.
Теперь в России, - говорится в заявлении, воцарилась свобода. И мы обращаемся ко всем преподавателям учебных заведений с призывом взять на себя труд введения этого мощного фактора правильных международных отношений, освобождающего вместе с тем много энергии учащейся молодежи, могущей найти применение в изучении предметов более полезных, чем языки.

Новая Жизнь (Петроград)

ВЗДОРНЫЕ СЛУХИ О РОССИИ.

СТОКГОЛЬМ. 11 май (ПТА). Газета сообщает, что японцы уже заняли Владивосток, сосредоточили в Харбине 15 дивизий, и что японские войска занимают железнодорожную линию от Харбина до Байкала. Газета говорить, что все это совершено японцами вследствие особого договора с Англией, что Англичане заняли Архангельск и Александровск, а также оба железнодорожные пути на Петроград и не оставляют несмотря на все сделанные ими опровержения, планов на оккупацию Эстляндии и Лифляндии.

ЗАБАСТОВКА В ФИНЛЯНДИИ.

ГЕЛЬСИНГФОРС, 12 мая (ПТА). В настоящее время во всей Финляндии происходят массовые стачки, охватившие почти все области труда. Особенно большие размеры приняла забастовка сельскохозяйственных рабочих. Вместе с тем участились случаи насилий. Так, в Моухиярви, Абобьернеборгской губернии, забастовавшие земледельческие рабочие, совместно с пришлым безработным элементом, в нескольких хозяйствах жестоко избили и искалечили хозяев членов их семейств, пытавшихся своими силами приступить к обсеменению полей.
На собраниях рабочие выносят самые непримиримые резолюции.
Некоторые усадьбовладельцы, не находя возможным удовлетворить чрезмерные требования рабочих, спешно распродают скот и лошадей и уезжают в города.
В большинстве случаев рабочие во всех отраслях труда достигают полного удовлетворения своих требований.

РАЗГРОМ ИМЕНИЯ.

МИНСК. 12 мая (ПТА). Производимый солдатами разгром имения князя Святополк-Мирского в Новогрудском уезде продолжается: сожжен дворец, обстановка уничтожается. Погибли также вещи и 6.000 р., принадлежавшие случайно находившемуся в имении князя предводителю дворянства. Бесчинству этому предшествовали обнаружение солдатами в усадьбе второго потайного винного погреба.
В связи с этим погромом возбужден вопрос об уничтожении всех запасов вина у частных лиц в прифронтовой части- губернии.

ТЕМНОТА.

САМАРА, 11 мая, (ПТА) Советь крестьянских депутатов распространяет среди крестьянского населения губернии воззвание, в котором отмечается появление в деревнях агитаторов, сеющих раздор и заявляющих, что свергнув Николая, народ призывает антихриста. Такой ересью думают загнать народ в тупик.
В заключение предлагается всех таких пришлых смутьянов передавать в свои комитеты. Воззвание указывает что эту смуту производят переодетые, жандармы и урядники, которые раньше обысками шарили в деревнях. Воззвание приглашает крестьянское население не верить им.

ЗАБАСТОВКА.

КИЕВ, 11 мая (ПТА). Забастовала большая часть местных типографий, служащие которых предъявили требования об установлении 8-часового рабочего дни и повышения оплати труда.

САМОСУД.

КОРНЕШТЫ, 4 мая (ПТА). (Получена почтой). В селе Спея, Бендерскаго у., крестьяне, заподозрив местного лесничего в убийстве крестьянской семьи Мерещука, арестовали его и на специально созванном для этого сельском сходе приговорили к смертной казня.
Разъяренной толпой лесничий был буквально разорван на части.

В Шлок сброшены 4 бомбы с самолета противника.
     Юго-восточнее Галта произошел воздушный бой между нашим летчиком и неприятельским альбатросом, который снизился в своем расположении и был расстрелян нашей артиллерией.
     В Одессе открылся фронтовой съезд румынского фронта.
     Британский транспорт «Трансильвания» потоплен в апреле в Средиземном море. Погибло 29 офицеров н 373 нижних чина.
     Япония посылает легкие военные суда для содействия союзникам в Средиземном море. (С. т.).
     Германская печать с неудовольствием встретила сообщение об отставке Тиссы. (С. т. ».
     Португальская палата депутатов большинством 66 голосов против 16 выразила доверие правительству.
     Депутаты фламандцы и бельгийские писатели протестовал и против разделения Бельгия (С т.).
     В Риме по поводу второй годовщины вступления в войну Италии состоялись манифестации в честь армии и короля.

ВОЙНА.

Сообщенiе изъ Ставки.

На западном, румынском и кавказском фронтах обычная перестрелка.

Действия летчиков.

С самолета противника сброшены четыре бомбы в Шлок (западнее Риги).
10 мая юго-восточнее Галича произошел воздушный бой между неприятельским альбатросом и нашим летчиком шт.- кап. Модра, после чего неприятельский аппарат снизился в своем расположении. Аппарат противника был расстрелян нашей артиллерией, а раненый неприятельский летчик по наблюдениям нашей пехоты был унесен солдатами противника.

ВНУТРЕННIЯ ИЗВѢСТIЯ

Новая республика.

Мелитопольский исполнительный комитет после долгих размышлений пришел к заключению, что институт губернских и уездных комиссаров, утверждаемых министерством внутренних дел, противоречит принципу народовластия. По мнению комитета власть в уездах должна принадлежать уездным исполнительным комитетам с выбранным и никем не утверждаемым председателем.
Изложенные мотивы побудили мелитопольский комитет настаивать перед Временным Правительством о полном и немедленном упразднении института уездного и губернского комиссаров с передачею их прав и обязанностей председателям уездных и губернских комитетов.
Отдел по делам местного управления поручил таврическому губернатору разъяснить мелитопольскому комитету всю ошибочность его взгляда на роль губернского и уездных комиссаров.

Анархия в Рязанской губернии.

Министерством внутренних дел получены телеграфные сведения о полной анархии, царящей в Рязанской губернии.
Рабочие, пленные и беженцы повсюду снимаются с работ. Часть полей будет вовсе не засеяна или плохо засеяна. Леса рубить запрещают, вследствие чего городам грозить опасность остаться на зиму без дров. Цены за вывозку из лесов бревен назначаются крестьянами колоссальные, пиленый же материал они требуют продавать по ценам 1912 г. Произвол полный. Волостной комитет вмешивается во внутренние распорядки имения, запретил пахать земли под будущий посев озимых.

ОБЫСК В МОСКОВСКОМ ОТДЕЛЕНИИ СЕВЕРО-ПОМОЩИ.

МОСКВА, 12 мая. Комиссаром Рогожского участка произведен обыск в московском отделении Северо-помощи. Найдено большое количество американской подошвенной кожи, которая идет для изготовления солдатских подошв. По сведениям комиссариата этот товар предназначался для продажи частным лицам. Стоимость товар определяется в сумму около миллиона рублей. Найдено также большое количество других товаров. Склад опечатан.

Ленина — в Германию.

Служащие, мастеровые, рабочие Черноморско-Кубанской железной дороги послали в Петроград телеграмму с требованием ареста Ленина. Телеграмма эта говорит: Считаем работу ленинцев направленную всецело в пользу Вильгельма, продолжением политики старого правительства, предававшего родину и стремившегося к заключению сепаратного мира. Почему требуем немедленного принятия самых решительных мер к прекращению пропаганды, ведущей страну к анархии и гибели. Ленина и его единомышленников требуем арестовать или выслать обратно в Германию.

«Милицейская» семья.

На ст. Раздельной по Приморской жел. дор. в течение многих лет проживает в собственной даче-особняке 67- летний старик П. Ф. Филиппов, хорошо известный уголовной милиции своим богатым прошлым. В феврале Филиппов продал рабочим за Нарвской заставой десять тысяч трехрублевых фальшивых кредиток всего за 3.000 руб. За эту сделку он был заключен в Казанскую часть, оттуда его освободила толпа во время революции. После освобождения Филиппов, как и большая часть уголовного элемента, устремился в комиссариат, где его взяли милиционером и выдали соответствующее удостоверение, Вчера Филиппов быль арестован и доставлен в уголовную милицию. Выяснилось, что и сыновья Филиппова, ранее также занимавшиеся преступными деяниями, состоят на службе в милиции, и один из них даже служить помощником коменданта. Если пересмотреть более внимательно списки милиционеров, среди них найдутся и другие Филипповы...

Петроградский Листок

К забастовке прачек.

Выборгский районный Совет Р. и С. Деп., заслушав доклад о забастовке прачешных заведений, постановил, выразить товарищам, ведущим борьбу в настоящий момент со своими предпринимателями, полное сочувствие и убеждение, что весь петербургский пролетариат сочтет своим долгом вмешаться в эту борьбу и окажет товарищам прачкам материальную и моральную поддержку.
Сплотитесь теснее, товарищи, вокруг своего союза, стойко отстаивайте свои требования, ибо удовлетворение ваших требований есть ваша общая победа.
Выборгский районный Совет ассигновал на поддержку т.т. прачек 2.000 рублей, надеясь, что и другие организации также пойдут навстречу т.т. прачкам.

Ученье в «поцелуйных» ротах.

карикатуры революции
Немецкий вахмистр. – Мало что трудно, а ты постарайся... «Здравствуй, русская братишка», говори... И поцелуй. Три раза, три раза, черт, подлец, мерзавец...

Офицер-«толстовец».

(Из приказа по VII-й армии).

Младший офицер 11-й р, 634 пех. Сарыкамышского п. прапорщик Падецкий со времени совершения государственного переворота, внося раздор между офицерами и солдатами, внушал последним, что все офицеры «приверженцы старого правительства», и призывал солдат к недоверию и неповиновению офицерскому составу.
В начале апреля 634 и 635 пехотные полки отказались выступить на позицию для смены других частей, мотивируя свой отказ незаконченностью формирования полков. Вскоре прибыл бывший начальник дивизии ген. Черемисов. Были собраны выборные от полков, в числе которых оказался и прапорщик Падецкий, который выступил с речью. Он говорил, что полк еще не сформирован окончательно, что становиться «с голыми руками» на позицию невозможно, а потому и призывал солдат требовать отправить их в тыл для доформирования.
Ген. Черемисов и другие офицеры цифровыми данными объяснили, что все сказанное прапорщиком Падецким не соответствует действительности и, когда солдаты начали склоняться к мысли стать на позиции, прапорщик Падецкий вторично выступил с речью, указывая в ней на полную необорудованность тех позиций, на которые их собираются поставить. На вопрос ген. Черемисова — видел ли он эти позиции — прапорщик Падецкий ответил, что не видел.
Тогда ген. Черемисов позвал прапорщика Падецкаго в комнату и сказал ему:
     — Мне кажется, что вы из трусости не желаете идти в окопы и для этого уговариваете и солдат не итти туда. Если это так, то скажите прямо, и я вас отправлю в тыл.
     — Нет, я не трус, - был ответ прапорщика Падецкого.
Ген. Черемисов, с согласия начальника дивизии, приказал прапорщику Падецкому, совместно с рядовым Карповым, лично осмотреть позиции и убедиться в неосновательности своих возражений.
Прапорщик Падецкий изъявил на это свою полную готовность. Спустя полчаса после описанного рядовой Карпов направился в помещение прапорщика Падецкого. Последний, при входе рядового Карпова, сорвал с себя офицерские погоны и заявил, что он теперь не офицер, а свободный гражданин, исповедывает учение Толстого, что воевать он не желает и никуда не пойдет, при чем в этот же день написал рапорт на имя командира полка следующего содержания: «Желая жить согласно завета Христа, отказываюсь от военной службы. Приложение: погоны и шашка».
При вторичном допросе прапорщик Падецкий заявил, что ранее служебные обязанности он нес, как требуется законом, эгоистически, руководствуясь материальными выгодами.
На предложение подписать протокол допроса его — прапорщик Падецкий отказался это исполнить, заявив, что он не признает суда.
Предаю прапорщика Падецкого 1-му общему корпусному суду вверенной мне армии. Мерой пресечения прапорщику Падецкому способов уклоняться от следствия и суда — избираю содержание под арестом.
Подписал: командующий армией ген.-лейт. Белькович.

С уверенностью можно сказать, что Толстой отрекся бы от такого «ученика»!

ДВА ПИСЬМА ЛЕНИНУ.

Почтальон сегодня закинул нам две «открытки» на имя Ленина из Берлина...
Одна послана «самим Бетманом фон-Гольвегом. Вот, что пишет немецкий канцлер:
     Дорогой товарищ!
Почта ходит безобразно, и я только сейчас получил ваше письмо, посланное из дворца балерины Кшесинской... Судя по ее фотографии (ваша открытка с ее портретом!) она очень мила. Положим, я всегда знал, что вы человек увлекающийся, но нельзя же так сразу!.. Конечно, это наше дело, но я все-таки думал, что вы остановитесь в здании нашего посольства. Правда, оно несколько в беспорядке. Эти дикари, русские, его разгромили. Но все-таки жить можно. То, что рядом у ним церковь и звонят в колокола — ничего. Можно привыкнуть. Пурталес говорит, что вы можете просто снять колокола с колокольни. Кстати, справьтесь, где бронзовые фигуры мощных германцев? Если можно, перешлите их нам. Теперь это просто можно сделать: довезите только до окопов, а там вас пропустят. Нам они пригодятся на снаряды.
Хорошо было бы привести в порядок само помещение: кайзер уверяет, что в июне месяце он приедет в Петроград.
А пока всего хорошего. Пролетарии всех стран, соединяйтесь и «Deutschland, Deutschland uber alles»...
Бетман ф.-Гольвег.
Очевидно теперь г. Ленин переедет к немецкое посольство и его квартирный кризис разрешится просто.
Другое письмо от Либкнехта:!
     Товарищ Ленин!
Меня кайзер до сих пор держит в тюрьме. Я ему писал, что это ужасно не нравится русским социалистам. Он говорит: «Ну, и пусть, а мне нравится»... Окажите вы об этом, кому следует».
Либкнехт.
Интересные письма! Сегодня же пересылаем их адресату – в дом немецкого посольства.

Анчар.

Правда17

Стачка оффициантов.

МОСКВА
     Забастовали оффицианты, служащие в ресторанах, гостиницах, клубах, на вокзалах, в меблированных комнатах, кафэ и столовых, предъявив требования об увеличении содержания.
В цирке Соломонского состоялось собрание оффициантов и и служащих в ресторанах. Принято постановление, что ответственность за забастовку должна пасть на хозяев; места объявить под бойкотом. К забастовавшим присоединились также повара.

Рабочая Газета (Петроград)

Извещения.

=== Девушку, приходившую 9 мая в книжный склад Петроградской Организации Рос. Соц.-Дем. Раб. Партии (Фурштадская, 40) обронившую деньги, просят зайти в склад. Деньги найдены.

При Революционном Комитете студентов Психо-неврологическаго института образована комиссия по организации общественного труда студентов. Комиссия распределяет имеющиеся у нее предложения труда в обществ. организац. (прод. мед.-санитарн., сельско-хозяйств.) между тов. Дежурство членов комитета по понедельникам, средам и пятницам от 5—6 ч. по Мытнинской, 3 (2-й этаж). Сюда же просят направлять предложен, труда.

Утеряно удостоверение Юрова Михаила старосты плотницкого цеха завода Щетинина. Просят считать таковое недействительным от 5 мая 1917 г.

Речь

Хроника.

Дворники в Петрограде отказались убирать тротуары и мостовые, заявив, что это их не касается. На улицах невероятная грязь, даже в центральных районах. По словам городских врачей, городу угрожает серьезная опасность эпидемических заболеваний. Вследствие уличной пыли уже увеличилось число заболеваний глазами.

Самосуд.

Третьего дня, ночью, во Всехсвятском милиционеры после перестрелки задержали группу подозрительных лиц, назвавшихся лишенными прав ворами-рецидивистами Уткиным, Куликовым, Патовым и Ионкиным. При обыске у задержанных был отобраны револьвер и воровские орудия взлома.
Утром среди обывателей разнесся слух, что Уткин и др. задержаны за убийство целой семьи.
Канцелярию всехсвятской народной милиции окружила толпа, требуя выдачи преступников.
Задержанных, в сопровождении милиционеров вывели к толпе объясниться.
Толпа оттеснила милиционеров и начала бить арестованных. Двое арестованных были в солдатской форме. Сначала на них, а потом и на их товарищей набросились со штыками бывшие в толпе солдаты. Все четверо задержанных были убиты.