18 (05) июля 1917 года

Газета для всех (Москва)

Дневник гражданина.

*К началу этого учебного года в продаже будет еще меньше учебников, которые почти не печатаются.

*У черносотенца Орлова снова произвели обыск. Нашли ящик с сахаром.

*Сейчас каждый день в Москве расходуется около 37 вагонов муки.

Девушки требуют для них воинской повинности.

(Письмо в редакцию).

Почему военный министр Керенский не хочет составить закон о привлечении к воинской повинности женщин и девиц хотя-бы от 18 до 21-летняго возраста? Разве мы нe свободные гражданки?
     Пусть в нас видят отважных героинь, способных на подвиги патриотизма. Из нас многие хотели-бы пойти добровольно, да у нас есть матери, которые говорят: «Добровольно не пущу, а выйдет приказ — с Богом!».
     Итак, гражданин Керенский от вас зависит. Мы ждем вашего могучего приказа. Мы все готовы встать на защиту родины, по приказу Керенского. Не думайте, что мы шутим. Мы хорошо обдумали все и решили, что мы должны идти по закону и по приказу революционного вождя Керенского. Трусих и жен с детьми можно оставить в покое.

Группа патриоток, в числе их гимназистка А.

НЕОБХОДИМОЕ

Карр. А.ЛЕБЕДЕВА.

карикатуры революции
ЛЕНИНЦЫ ВЗБЕСИЛИСЬ.
Правящие: Начинает закидываться и закусывать удила. Нужно потуже натянуть вожжи!!

Вооруженная манифестация в ночь на 4 июля.

3-го июля до восьми часов вечера на улицах Петрограда все было мирно и спокойно.
На Невском пр. царила обычная деловая сутолока и ничто не предвещало тех трагических событий, которые вскоре разыгрались.
В начале 9-го совершению неожиданно, с Литейного пр. примчался на Невский открытый автомобиль, на котором были укреплены два пулемета. Несколько солдат и один человек в штатском, находившиеся в автомобиле, держали в руках ружья на-изготовку, словно собираясь стрелять. Появление этого автомобиля и солдат, вооруженных до зубов, вызвало общее недоумение.
     — В чем дело? Кто это? — задавали друг другу вопросы прохожие.
Недоумение сменилось тревогой, когда вслед за вооруженным автомобилем показались один за другим три грузовика, на которых было установлено по несколько пулеметов и находилось много солдат, в самых воинственных позах и с ружьями на перевес.
     — Долой Временное Правительство! — кричали солдаты, — Смерть буржуям!
Толпа заволновалась. Все разбились на ряд летучих митингов. Чувствовалось, что приближается что-то роковое.

РЕКВИЗИЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ.

Вооруженные солдаты бросилась к ресторанам, у которых дежурили таксо-моторы и автомобили собственников.
     — Именем революции автомобиль конфискуется! — заявляли солдаты и, установив на моторе пулеметы, садились в него и уезжали.
На углу Невского и М. Конюшенной одна дама, преклонных лета, сидевшая в задержанном автомобиле обратилась к солдатам с просьбой:
     — Я стара и у меня больные ноги. Пешком добраться домой мне не под силу. Отвезите меня, на квартиру и потом забирайте автомобиль.
После недолгих колебаний солдаты согласились. Они сели в мотор, рядом с дамой, и поехали.
Кроме автомобилей, захваченных на улицах, солдатами было реквизировано «для нужд революции» много автомобилей в гаражах, куда являлись целые вооруженные отряды.

НА МАРСОВОМ ПОЛЕ.

У братской могилы жертв революции собралась масса солдат: двух пулеметных, Московского, Павловского, Гренадерского полков и некоторых других частей.
Среди солдат явственно раздавались вопросы:
     — Зачем нас подняли? Объясните кто-нибудь — куда нам идти?
Тут-же несколько солдат различных воинских частей передавали:
     — У нас, в полку, ничего об этом выступлении не было известно. Даже речи не заходило о демонстрации.
В это время в трех или четырех местах Марсова поля поднялись на возвышения ораторы в штатском и стали объяснять собравшимся цель выступления:
     — Мы должны с оружием в руках потребовать отставки всего Временного Правительства и передачи власти Совету Рабочих и Солдатских Депутатов.
Затем шли обычные демагогические выкрики, вроде: «Керенский подкуплен буржуями», «Капиталисты готовит контр-революцию», и т. п

СТРЕЛЬБА И ПАНИКА.

Единичный выстрел, произведенный неизвестно чьей преступною рукою у Аничкова моста, послужил как-бы сигналом, и через минуту во многих местах столицы загрохотали ружья и пулеметы. Беспорядочная стрельба шла у Аничкова моста, на Знаменской площади, на Садовой, на Марсовом поле, близ Апраксина рынка, на Фонтанке и в других местах. Сколько всего пострадавших — пока не известно.
Характерны отдельные эпизоды.
Вблизи Николаевской ул. манифестанты-рабочие встретили группу солдат и вольных, несших знамя с надписью «Да здравствует сильная Русь» и портрет Керенского.
Демонстранты шумно запротестовали:
     — Долой Керенского!
Но один из солдат, решительно выступив вперед, зычно крикнул:
     — Не смейте насиловать наших убеждений! Если вам не нравится портрет Керенского, то мы вам но мешаем носить портрет Ленина, или даже... Гинденбурга.
Слова солдата вызвали гром аплодисментов. Обошлось, к счастью, без столкновений.
На Суворовском пр. большую группу вооруженных демонстрантов разогнали при помощи холодного «душа»: их окатили водой из пожарных брандсбойтов.

Ночью после стрельбы на Невском пр.

Всю ночь на 4-е июля на Невском пр. происходили митинги и собрания, на которых обсуждались вопросы, связанные с последними событиями, повлекшими человеческие жертвы.
Появлялись автомобили, на которых были поставлены пулеметы, окруженные вооруженными солдатами и рабочими. На некоторых автомобилях находились женщины с револьверами.
Утомленные долгим хождением по улицам солдаты и граждане, не желая возвращаться в казармы и домой, располагались на ночлег на панелях, на кучах песку, на складах рельс и бревен.
Много «ночлежников» было под арками Гостинного двора. Панели Невского пр. и мостовых были в некоторых местах в лужах крови. Валялись фуражки, дамские шляпки, обломки зонтиков, тросточек, множество высоких каблуков от дамских ботинок, патроны, гильзы, обоймы, коробки от патронов. Много было окровавленных носовых платков, тряпок и бинтов.

ПОСЛЕДСТВИЯ ПАНИКИ.

Когда на Невском пр. началась пулеметная и ружейная стрельба, мужчины и женщины в паническом страхе бросились к стенам домов.
Некоторые ложились на землю, другие вбегали в ворота и подъезды домов.
Не отдавая себе отчета в своих действиях граждане бросались к окнам магазинов и разбивали стекла. При этом многие получили порезы.
Во многих местах стекла оказались выбитыми.
Из витрин некоторых магазинов оказались похищенными различные вещи.
Выбиты также стекла в окнах дворца графа Строганова, на углу Невского пр. и Мойки.
Осколки стекол и панель в этом месте окровавлены. Несколько пуль попало в стены и окна д. №1 по Владимирскому пр.

Демонстрация рабочих Путиловского завода.

В четыре часа утра на Невском пр. появилась значительная группа рабочих Путиловского завода, направлявшаяся из Таврического дворца за Нарвскую застану.

Петроградский Листок

Правда17

На Литейном проспекте.

Вчера, 4-го, на Литейном пр. произошла кровавая схватка между пулеметчиками и казаками. Со слов очевидцев удалось выяснить следующее: в 8 ч. 30 м. вечера сотня казаков при двух орудиях свернула с набережной на Литейный пр., навстречу им шел 1-й запасный полк. Казаки выстрелили из орудия, но в полк не попали, солдаты ответили залпом. К тому же времени с Литейного моста подоспел вооруженный автомобиль, открывший огонь по казакам. Казаки, очутившись перед перекрестным огнем, разбежались. В точности установить, сколько убитых и раненых, не удалось: некоторые называют 30, другие 7 убитых, раненых много, челов. 30—50. 15 убитых лошадей валяются на улице, есть и раненые солдаты. Одно орудие с 32 снарядами доставлено в Старый Арсенал. Другое орудие казаки успели увезти с собой.

Н. Гальперн.

Стрельба на улицах.

По Невскому просп. шли кронштадтцы: рабочие и солдаты. Впереди бронированные автомобили. Когда они сравнялись с Литейным, сверху начали стрелять из окон. Стреляли из домов: Невский — уг. Литейный и Невский — уг. Влад, (напротив). Солдаты-манифестанты обстреливали дома, отвечая. В результате 4 убитых: один вольный, один солдат и два матроса, человек 10 раненых. Это было приблизительно в 9.30. В 3.30 я присутствовал при демонстрации Московского района, завода «Скороход». Демонстрация была мирная, вооружена была только милиция,— рабочие и женщины несколько тысяч. Они шли по Надеждинской и свернули на Николаевскую. Несли плакаты: «Хлеба, Мира и Свободы», «Долой министров капиталистов!» Шли мирно.
     Комитет 1-го Городского района устроил мирную манифестацию. М-ки и эсеры удерживали рабочих, но они все-таки пошли, особенно женщины. Завод Судаева, «Туман», бумагопрядильня - преобладали женщины, никто не был вооружен. Идут окольными путями — не по Невскому, а по Лиговке, Знаменской площади, Суворовскому— по направлению к Думе. Поют революционные песни, публика сочувственно относится. Издали доносятся звуки выстрелов с Невского пр.
     Манифестанты не расстраиваются, идут стройно. Впечатление хорошее. Число І1/^ — 2 тыс. Весь Районный Комитет. Наши плакаты, наше знамя.
     В 2 ч. 30 м. дня по Мойке проезжал грузовой автомобиль под № 6306 с 4 пулеметами. Когда автомобиль сравнялся со зданием штаба гвард. корпуса, говорят, что оттуда раздались выстрелы. Другие говорят, что первый выстрел был из винтовки с автомобиля. Затем затрещали пулеметы. В результате убит наповал старик, ломовой возница, и его лошадь, проезжавшие в это время мимо автомобиля. Тяжело ранены двое с автомобиля, остальные разбежались. Из стрелявших со стороны штаба казаков никто не ранен.
     Были обыски в районе Кирочной и Литейного, с чердаков сняли несколько пулеметов.

Со слов очевидцев Н. Гальперн.

Клеветники.

Нас уже не раз предупреждали, что в некоторых кругах, которым ненавистна деятельность нашей партии, возник план клеветнического похода против наших партийных деятелей, особенно т. Ленина.
     Этот поход все время связывают с именем известного лжеца и клеветника Г. Алексинского, что не удивительно, а также и с другими именами.
     Тайно идет работа этой «контр-разведки», которой очевидно не дают спать лавры черносотенцев из Союза Русского Народа — Дубровиных, Гамзеев и проч.
     В добрый час, почтеннейшие. Соединяйтесь и старайтесь.

Русская Воля (Петроград)

Расследование о темных деньгах Ленина и Ко.

От Исполнительного комитета Совета Р. и С. Д.
     В связи с распространившимися по городу и проникшими в печать обвинениями Н.Ленина и других политических деятелей в получении денег из темного немецкого источника, Исполнительный Комитет доводит до всеобщего сведения, что им, по просьбе представителей большевистской фракции, образована комиссия для расследования дела.
     В виду этого, до окончания работ комиссии, Исполнительный Комитет предлагает воздержаться от распространения позорящих обвинений и от выражения своего отношения к ним и считает всякого рода выступления по этому поводу недопустимыми.

Трудовая Копейка (Москва)

События в Петрограде.

Первые сигналы.

Наиболее бурные демонстрации» происходили в районе Выборгской стороны, где первые выстрели были произведены на Самсониевском проспекте.
Эти выстрелы послужили сигналом для выхода солдат Московского полка, а также рабочих местных заводов.
Вся вчерашняя демонстрация была задумана уже давно. Программа ее был разработана особым комитетом штаб-квартиры большевиков в особняке Кшесинской.
В течение всего вчерашнего дня раздавались телефонные распоряжения по заводам и войсковым частям. Между 3 и 4 часами телефонистки были буквально замучены требованиями соединения из заречных частей с особняком Кшесинской.
Выйдя из казарм, пулеметчики, дойдя до Литейного моста, решили выждать присоединения к ним рабочих завода Парвиайнен, а также солдат Московского полка. Когда это подкрепление явилось, то процессия с плакатами «Долой министров», «Вся власть Советам Рабочих, Солдатских и КРесмтьянских депутатов» направилась к центру города.

Из углового дома.

Наиболее крупное столкновение произошло ночью у Казанского собора.
Собравшаяся на углу Казанской ул. толпа была напугана неожиданными выстрелами. Раздался крик о том, что стрельба идет из углового дома.
Тогда от толпы отделилось несколько вооруженных лиц и начался обстрел Казанского собора. Во время перестрелки было ранено 7 человек. Ночью город представлял собою вооруженный лагерь.

Бомбы и разгромы.

На Невском вооруженное столкновение произошло у памятника Александру III.
Попытка двух солдат обезоружить автомобиль, в котором проезжали неизвестные лица, стрелявших в воздух, привела к столкновению.
Здесь было несколько человек ранено.
Невский весь во-тьме.
Здесь было брошено несколько ручных бомб, осколками которых ранено 5 человек. При стрельбе разбито несколько окон, расположенных в этом районе магазинов. Стрельба у Казанского собора послужила сигналом для дальнейших вооруженных столкновений. Спустя несколько минут после начала стрельбы к главному начальнику милиции явились с сообщением, что у думы началась перестрелка.
Здесь убито 4 человека и ранено 7. Перебиты стекла и выломаны двери в банкирском доме Касаурова, а также в магазине Лактобацилин. У Касаурова погромщики пытались ворваться внутрь, желая, по-видимому, произвести разгром, но они были остановлены подъехавшими на автомобиле вооруженными солдатами.
В 2 часа ночи в Мариинскую больницу было доставлено 15 человек раненых.
В 1 часу ночи но Невскому прошла банда хулиганов, которая пыталась разгромит бельевой магазин Мишель.
Начали-было грабить, но их быстро разогнали. Невский весь во тьме.

Ночью.

На панелях ночью на Литейном сидят солдаты, рабочие и между ними всякого роди подозрительные личности. Все вооружены. Беспрерывно носятся автомобили с вооруженными людьми, с пулеметами, но без плакатов.
Солдаты, участвовавшие в движении, очень мало разбираются в происходящем.
     — Почему вы выступили? — спрашиваю у одного,
     — Сам не знаю, говорят, что надо итти. Взял винтовку, патроны и пошел.
И таких большинство. Красной нитью во всех разговорах проходит неудовольствие последним распоряжением военного министра о сорокалетних солдатах, которым приказано вернуться из отпуска.
На этом главным образом играют большевики.
     - Ведь мы голодать будем — будируют в толпе подозрительные лица. — Хлеба погибнут на корню.
По всему Невскому ночью бродили любопытные.

У дворца Кшесинской.

Вчера, около 6 час. вечера, на Дворянской ул. показались первые отряды войск с оружием в руках и плакатами, направлявшиеся к дворцу Кшесинской.
Выступавшие заполнили всю улицу. В окнах дворца Кшесинской видно большое движение в среднем золе. Происходит какое-то заседание.
В это время с Выборгской стороны один з а другим прибывают грузовые автомобили, вооруженные пулеметами. На отдельных грузовиках было до 8 пулеметов, направленных в разные стороны. Солдаты подпоясаны пулеметными лентами.

На Петропавловскую крепость.

Демонстранты явились вчера в Петропавловскую крепость, выстроились перед воротами, выбрали от себя делегатов, которые явились к гарнизону крепости с предложением немедленно передать крепость, чтобы впустить туда явившихся. При этом делегаты указывали ан недостаточность Петропавловского гарнизона, что, якобы, может послужить освобождению в ней заключенных. С согласия охраны, рота демонстрантов была впущена во двор, а за ней последовал огромнейший автомобиль с пулеметами.
Дальнейшее неизвестно.

Охота за Керенским.

Попытка арестовать военного министра Керенского явно выдает, против кого собственно была затеяна вчерашняя демонстрация.
Если бы Керенский вечерам не уехал, за 2—3 часа- до того, как за ним бросились с вооруженными солдатами автомобили, тогда он был бы арестован. Чтобы далее там не произошло, но его отъезд на фронт был бы задержан на 2 — 3 дня.

Кто верен революции.

Сторонники умеренной части Советов Рабочих и Солдатских Депутатов, в лице большей части петроградского гарнизона, во вчерашней демонстрации участия не принимали. На стороне Совета Рабочих и Солдатских Депутатов оказались вчера 1-я и 3-я гвардейские дивизии, запасные батальоны Преображенского, Семеновского, Измайловского, Егерского, Кексгольмского, Литовского, Волынского и Петроградского полков. Эти полки не вышли. <...>