03 октября (20 сентября) 1917 года

Газета для всех (Москва)

Дневник гражданина.

* Скоро будет издано новое обязательное постановление о пьянстве. А с каждым новым постановлением, как известно, почти вдвое увеличивается количество шашлычных. Это называется „борьба с пьянством”.
* Железнодорожники, по словам их представителей, буквально голодают.
* Домовые комитеты организуются с большим трудом. Не умеет Россия дружно и умело облегчать свои тяготы. А жаль. Идея «комитетов» хорошая и положение трудящихся было бы облегчено.
* Забастовка в аптеках начнется о 20-го. Для неотложных нужд населения будут все же учреждены дежурства в некоторых аптеках.
* В новый исполнительный комитет Сов Солд. Депут. вошло большинство ас аров.
* Стало опять холодно. И дрова в цене продолжают подниматься. Обыватель трепещет...
* У вновь открывающихся отделений «Богатырь> громадныя очереди. Но все же фирма поступила правильно, разгрузив главные фабричные магазины.
* Кинематографы не унывают. Настроение у всех нудное, но театры полны.
* Министерство продовольствия намерено ввезти в Москву громадное количество овощей. Хорошо-бы...
* Запрещено вывозить из Москвы хлопчатобумажные, суконные и шерстяные ткани.
* Большое равнодушие наблюдается у населения к выборам в районные думы. А между тем вопрос исключительно важный. Надо готовится к страшной зиме и выбирать нужных и опытных людей.

„Жемчужное солнце”.

9 сентября с. г. в Замоскворечье Валовая, 21 открылась 1 выставка картин под названием „Жемчужное солнце*. Собрано 236 холстов из которых следует отметить художника А. Волобуева его автопортрет и рисунки исполнены с экспрессией.
Интересны работы Д. Соболева «Панно яблоки». Общее впечатление от выставки бодрое. Видна работа и стремления у группы молодых художников, поставивших себе целью и организацию общедоступных выставок в местах, населенных рабочим классом. Открытие прошло успешно, в первый день было куплено 40 холстов и посетило около 300 человек.

Что с кем случилось.

Дальше ехать некуда: стали грабить на парадных.
Инженера Галтеева встретили на лестнице второго этажа дома Дворянского института. Не успел опомниться, как на него набросили веревочную петлю и выхватили 55.000 рублей. Швейцариха клянется, божится, что никого не впускала и не выпускала.

Пришла к гражданину Благову неопределенная личность.
     — Комиссионеры будем. Не желаете ли ветчинки предоставлю пудиков пятьсот? Товар на станции, накладная в кармане. Разъело губу у Благова. Не дело, - а золото. Доторговался для прилику, да 25 тысчонок выложил. Приехал получать на станцию, а там его утерли. Подделана накладная.

У жены пр. пов. Кармель стянула бриллиантов на 40.000 р., у Вавилова - золота на 10.000 р., у Шибаева - -на 16.000 р. Сразу „товарищи воры" из пролетариев буржуями сделались.

Хорошо заработал за день „експроприятель" Каштанов. Пофартило ему. Вернулся домой с мешком ботинок, а там милиция дожидается. Увели.

— „Ты не езди, Ваня, к Яру"... Вчера произвели там обыск. Найден склад вина.

Малы да удалы... Изловлена целая компания старых воров. Старшему 16 лет, младшему — 10. Всего они „наработали" на 150.000 р. Теперь попались; родители горько плачут.

В Китай-городе в магазин Новгородкина забрались. Вывезли бумажной пряжи на 30 тысяч.

По Россiи.

* Перед приходом в Одессу скорого поезда на полотне обнаружен адский снаряд. Это уже четвертый случай за короткое время.
* Нет рабочих рук. В Ека- териносл. губ, гниют тысячи десятин хлеба.
* В Курской губ. неспокойно. Крестьяне захватывают и делят помещичьи имения.
* В Калуге рабочие на оборону грозят бросить работу за отсутствием хлеба.
* Собор грузинского духовенства разрешил священникам носить штатское платье.
* В Киевской губ. закрыты сельские продовольственные комитеты. Только вредили делу.
* В Козловском уезде, Тамб. губ., работает неуловимая шайка разбойников.
* В Харькове рабочие «Компании Электричества» арестовали всю администрацию. Жалованья им не прибавили.

Матушка-Провинция.

От. Ряжск 2-й С. В. ж. д.
(От собств. корресп.).

Зачем прятали?

12-го с./м. у членов нашего продовольственного комитета был произведен обыск, результаты следующие:
     У Чаплина нашли муку и сахар в большом количестве, у Козлова 9 п. муки 3 п. сахару-песку, 7 п. варенья, у весовщика Заблоцкого 12 п. муки и сахару, а у председателя Ряжского исполнительного комитета Рубцова, он же заведующий жел. - дор. училищем оказался сахар-рафинад, который он получил тайно на 30 учеников...
     Все лица, у которых нашли муку и сахар отстранены от занимаемых должностей (дабы другим повадно не было) и заменены новыми.
СЕМАФОР.

Дикие люди.

Дикие люди, дикие нравы...
Поймали в одном селе на этих днях трех воров, уведших из соседнего хутора корову, и учинили над ними дикий самосуд.
Не хорошее это дело! такое же нехорошее как и воровство..*
Пора бы образумиться нашим мужикам деревенским и не делаться убийцами...
У нас имеются еще, славу Богу, суды и судьи.
СЕЛЯНИН.

НАРОДНО-СОЛДАТСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 19 сентября. На северном фронте, близ передовых позиций, в местечке К., закончился трехнедельный курс занятий первого выпуска народно-солдатского университета. Читались элементарные курсы политической экономии, истории, географии и гигиены. Слушателей было 500. Занятия посещались очень аккуратно и благотворное влияние несомненно. Начались занятия со второй группой такого же состава. (ПTA).

Победа большевиков.

Сегодня состоялись выборы нового состава исполнительного комитета и президиума совета р. д. Победили на этих выборах большевики. В состав исполнительного комитета избраны 32 большевика, 16 меньшевиков, 9 с.-р. и 1 объединенец. В состав президиума вошли 5 большевиков, 2 меньшевика, 1 с.-р. и 1 объединенец. Председателем избран большевик Нагин. |

В демократическом совещании трижды голосовалась резолюция об организации власти. При первом голосовании большинство высказалось за коалицию, при двух последующих перевес взяли противники коалиции. В виду полного сумбура совещания, решено выделить «малое совещание», которое должно найти путь к соглашению.
     Ставка дает официальное сообщение об общем положении в армии и во флоте. (Соб. тел.).
     Наши передовые части продвинулись на одну - полторы версты на рижском направлении в районе мызы Кронберг, Синтали и двора Груднул.'
     На бродском направлении и в районе Барановичей нашим огнем сбиты неприятельские самолеты и летчиком прапорщиком Каминским уничтожен аэростат противника.
     В районе Барановичей и на молодеченском направлении упали и сгорели наши самолеты, летчики погибли.
     Британские войска отбили три атаки противника на дороге Менэн — Ипр и леса Полигон за исключением окраины леса Полигон, где Немцами заняты два передовых поста.
     За сентябрь Британцами взято в плен 5.296 чел., захвачено 11 орудий, 57 траншейных мортир и 337 пулеметов.
     Итальянцы во время последнего наступления взяли 2.010 чел. и захватили много оружия и взрывчатого материала при преследовании неприятеля в Вальдирумо.
     В Месопотамии Британцы возобновили наступление и 16 сентября заставили неприятеля, окруженного в Рамадии, капитулировать. Взято несколько тысяч пленных, командующий войсками Ахмед-бей и весь его штаб.
     Два германских аэроплана на возвратом пути из Англия спустились в Голландии, где интернированы.
     В Бразилии и С.-А. С. Штатах Поляки объединились на почве французской программы образования автономной польской армии. Набор уже начался.
     Открылась сессия датского риксдага. Кабинет Сварца подал в отставку. Король поручил представителям главнейших партий подготовить образование коалиционного кабинета.
     В Тифлисе католикосом всех Грузин избран Кирион, бывший епископ витебский и полоцкий.
     Беспорядки в Козловском уезде ликвидированы.
     Утверждена сахарная монополия.
     Министерство финансов находит необходимым несколько сократить размеры доходного и единовременного налогов и обложения прибыли.

ВОЙНА.

Сообщенiе изъ Ставки.

СЕВЕРНЫЙ ФРОНТ.

На рижском направлении, к югу от железной дороги, в районе деревень мызы Кронберг, Ониталы и двора Грундул, наши передовыя части продвинулись вперед на 1— 1½ версты.

ЗАПАДНЫЙ, ЮГО-ЗАПАДНЫЙ и РУМЫНСКИЙ ФРОНТЫ.

Перестрелка.

КАВКАЗСКИЙ ФРОНТ.

Ничего существенного.

Действия летчиков.

16 сентября на бродском направлении пулеметным огнем сбит самолет противника. 18 сентября в районе Барановичей ружейным огнем сбит неприятельский самолет, а летчиком прапорщиком Каминским уничтожен аэростат противника. В этом же районе наш самолет с летчиками шт. капитанами Гридневым и Радченко в начале подъема с высоты 40—60 метров упад и загорелся; бомбы стали взрываться, и оба. летчика погибли. На молодеченском направлении при возвращении с боевого полета упал и сгорел наш самолет, летчики поручик Мигай и прапорщик Рахманинов погибли.

Официальное сообщение Ставки об общем положении на нашем фронте.

СТАВКА, 18 сентября. Печати официально сообщено: июньские события на галицийском фронте, затем прорыв наших позиций в августе в районе Икскюля в связи с реорганизацией нашей армии на новых началах и некоторыми событиями внутрп государства, поколебав увереннося в стойкости пашить войск, вселяли в часть иностранной прессы тревогу и сомнения о возможности дальнейшаго выполнения нами союзных обязательств.
     Подобные опасения союзной прессы основаны на неполном знакомстве с действительной в широком масштабе обстановкой па фронт.
     Уже прошло более шести с половиной месяцев со дня начала нашей революции, и наша армия продолжает удерживать на своем фронте силы противника, как и раньше, причем силы эти до сих пор увеличивались.
     18 июня, в день нашего перехода в наступление в Галиции, число дивизий противника было такое же, как 27 февраля, а к 15 июля силы противника увеличились на девять с половиною пехотных дивизий, а по данным к 12 сентября число неприятельских дивизий было больше на четыре, чем к 27 февраля.
     Артиллерия противника увеличилась в этот период на 640 орудий. Кавказский фронт, где наши войска сражаются в исключительно неблагоприятных условиях, здесь не принят во внимание.
     В России произошел величайший в мире переворот; болезненный процесс его коснулся и армии. Потребовалось время, чтобы поставить армию на путь выздоровления. Последние боя на северном фронте дают надежду на возможное окончательное выздоровление в недалеком будущем.
     Попытки Немцев добить наши моральные силы не удались и не удадутся; армии могут и будут продолжать борьбу. Наступившее затишье не дает основания предполагать об отказе противника от дальнейших действий на нашем франте. Число германских дивизий к осени несколько увеличилось и Немцы, возможно, постараются использовать это увеличение на том или ином участке фронта.
     Весьма вероятны также попытки произвести десант на Балтийском побережье. Этот десант может быть или на побережье Рижского залива, или в Финляндии. В первом случае противнику выгодно было бы выйти в тыл нашим войскам, заставив их отойти от побережья, что дало бы им возможность устроить в портах залива склады, базировать свои войска, двинувшиеся к северу и востоку от Риги. Во втором случае противник может попытаться использовать сепаратистские стремления некоторых финляндских кругов.
     Разумеется, эти операции сопряжены с огромным риском, должны потребовать от Германии большего числа военных судов в контр-борьбе на море, где должен будет энергично выступить наш Балтийский флот, обеспечивая правый фланг нашего фронта и прикрывая пути к столице со стороны моря.
     При дружной работе флота и армии указанные операции могут быть сведены к нулю, как это было уже в 1915 году в Рижском заливе, или же доставить Немцам Пиррову победу. (Соб. кор. «Нов. Bp.»).

Петроградский Листок

НОВЫЕ КРЕДИТНЫЕ ЗНАКИ.

Пущенные в оборот казначейские знаки 20-рублевого достоинства имеют хождение наравне с кредитными билетами.
Натуральная величина 7½ сант.

Мародеры.

В то время, как в чайных и колониальных магазинах отсутствует в продаже чай, на базарных площадях и рынках в массе теперь появились торгаши чаем.
     Ну и чай же здесь продают!
     В тщательной золотистой упаковке, продаваемый по 6-8 рублей за фунт, оказывается простой кавказский брусничный лист. А в небольших коробках, весом около &frac13 фунта (по 40-50 копеек) вложен жженый цикорий, приправленный для запаха малиновым сиропом.
     Исчезает в лавках и пользующийся постоянно большим спросом курительный табак-махорка. Зато у бродячих торговцев этого табака сколько угодно, зато и цены хорошие: по 4-5 руб. за фунт!.. И по нужде, рабочему люду приходится брать.
     Мародеры учитывают свободу во-всю!

Русская Воля (Петроград)

МОСКВА

(По телефону). 20 сентября.

ДО ПОКРОВА.

«Утру России» сообщают из действующей армии: «В некоторых полках N-ой дивизии солдаты высказали искреннее удивление, когда увидали, что им привезли зимнее обмундирование.
     «Зачем оно нам, — заявили они, — до Покрова мы обойдемся и со старой, а там дальше не нужно будет».

У ГЕНЕРАЛА КОРНИЛОВА.

Корреспондент «Раннего Утра» г. Рихтер посетил Быховец — место, где находятся под арестом генерал Корнилов и его сподвижники. Генерал Корнилов и другие офицеры заключены в здание женской гимназии. Гимназия обнесена высокой стеной, в пределах которой арестованные пользуются относительной свободой, находясь под постоянным наблюдением тройного караула. Отдельные комнаты имеют только генералы, а остальные помещаются по несколько человек вместе.
Супруга Корнилова разделяет добровольно с ним заточение.
В здание попасть очень трудно, и возможно только с разрешения коменданта.
Корнилов сильно похудел, но выглядит бодро. В первые дни ареста он заболел, и близкие опасались за него.
     — Меня обманули,-—заявил Корнилов Рихтеру: — лица, знавшие о каждом моем шаге, в последнюю минуту оставили меня. А трусы, а предатели! Только мои верные текинцы спасли меня от самосуда толпы.

УБИЙСТВО ВРАЧА ОРЛОВА.

В N-м полку солдатами убит врач Орлов. Выведенный из терпения грубыми претензиями одного симулянта, врач попросил членов одного полкового комитета избавить его от неприятеля (?- неприятного) пациента. Просьба была удовлетворена. Тогда симулянт собрал своих товарищей, заявив, что подвергся насилию со стороны врача. Солдаты вооружились и потребовали врача, находившегося в офицерском собрании. Под угрозой насилий врач был выдан. Над ним совершен был дикий самосуд.

ЗАБАСТОВКА АПТЕКАРСКИХ СЛУЖАЩАХ.

Сегодня с 9 час. утра начинается забастовка служащих всех Московских аптек. Аптеки, несмотря на забастовку, будут функционировать, ибо в тех аптеках, где владельцами не являются провизоры, отпускать лекарства будут управляющие аптеками.

ЗАЯВЛЕНИЕ ДУМСКОЙ ФРАКЦИИ КАДЕТОВ.

В заседании городской думы фракция народной свободы подала заявление, в котором указывает, что по сведениям общественных деятелей, стоящих близко к делу работы города на оборону, производительность городских предприятий, работающих на армию, настолько сильно понизилась, что городу ежедневно приходится доплачивать до 50.000 руб. к той сумме, которую городское управление получает от артиллерийского ведомства. Между тем, в Москве на других заводах, технически значительно хуже оборудованных, производительность после введения 8-часового рабочего дня даже поднялась. В таком же положении работа находится и в городских мастерских. При таких условиях городу в конце текущего года придется заплатать 20 миллионов рублей.
Ответь на этот запрос фракции кадетов управа даст в ближайшее заседание думы