12 ноября (30 октября) 1917 года

Новая Жизнь (Петроград)

ИЗВЕСТИЯ ЗА ДЕНЬ

Исполнительный Комитет всероссийского ж.-д. союза разослал по всей России телеграммы с требованием прекратить вооруженную борьбу партий и образовать коалиционное социалистическое правительство. В противном случае он в полночь 29 октября объявит забастовку.
     Весь день 29 октября в Москве и Петрограде велись переговоры о коалиции демократии. С 12-ти до 2-х час. ночи переговоры прерваны для обсуждения в партиях. Железнодорожники отсрочили забастовку.
     В Москве состоялось соглашение между партиями и военно-революционным комитетом. К соглашению присоединился и командующий войсками.
     После вооруженного окружения Москвы оказались убитыми около 700 человек.
     Ц. К. большевиков и Центральный Исполнительный Комитет С. Р. и С. Д. согласился на блок демократии.
     Ставка высказалась за блок демократии.

Делатели паники.

Мы дышим воздухом, отравленным ядом лжи, насилий, издевательств и всяческой бессмыслицы. Все растеряны, все испуганы, все мечутся без толку — и „победители" и „побежденные". Зловещую тишину и всеобщую подавленность одни наивно принимают за „революционный порядок", не подозревая, сколько электричества накопилось в атмосфере и какой черной грозой может оно разрядиться каждую минуту. А другие, охваченные антибольшевистскими судорогами, радостно вещают о „конце авантюры", в полной уверенности, что казачий ген. Краснов „продвигается" со специальной миссией „создания однородного социалистического министерства без большевиков и без цензовых элементов..."
     Попробуйте разобраться в лабиринте разнообразных и противоречивых слухов, толков, сообщений; есть от чего голову потерять! В одних газетах читаем, напр., что „московский штаб сдался советским войскам", в других — „Москва целиком во власти Вр. Правительства". В трамваях, в хвостах, у ворот домов, на перекрестках улиц вы каждую минуту услышите самые ошеломляющие „новости", принимаемые за чистую монету:
     — Керенский наложил на себя руки...
     — На Марсовом ноле идет бой...
     — Казаки арестовали Керенскаго и идут на столицу, чтобы провозгласить Михаила царем.
     — Большевики зверски пытают арестованных...
     Казалось бы, что серьезные общественные деятели и органы печати должны прежде всего поставить себе задачу борьбы с паническими настроениями и с сугубой осторожностью относиться к всяким непроверенным слухам, способным только еще более накалить и без того сгущенную атмосферу. Вместо этого, все наперебой, с усердием достойным воистину лучшей участи, подбрасывают сухие поленья в разгорающийся костер озлобления, ненависти, страха.
     Вчера все мы с содроганием читали отчет о сообщениях, сделанных городским головой, по поводу позорных издевательств над арестованными юнкерами: многих расстреляли, одни сошли с ума, прочих держать голыми и голодными. Никто не мог сомневаться в правдивости изложенного: представлялось невероятным, чтобы демократ, городской голова мог пустить в оборот уличные толки, и гласные большевики не решились опровергнуть сообщенных им „фактов". Орган социалистов - революционеров напечатал заявления головы под заглавием; „Большевистский застенок". Но на другой день, в той же газете мы встречаем письмо в редакцию меньшевика-оборонца А. Рывлина, посетившего Петропавловскую крепость и беседовавшего с арестованными юнкерами.
     Оказалось, что „задержанные категорически отрицают факт расстрела юнкеров в крепости, равным образом им неизвестно об оставлении юнкеров без одежды и о случае сумасшествия юнкера. Вместе с тем, однако, юнкера подтвердили факт насилий во время конвоирования юнкеров в крепость и, в частности, сообщили о случае, когда при таких условиях один юнкер был безо всякой причины застрелен. На отношения же к задержанным в самой крепости юнкера не жалуются".
     Сообщаюсь еще об избиениях и вообще о дурном обращении с арестованными министрами. Однако, и Ривлин и Шрейдер, со слов министров, категорически опровергают теперь все эти слухи.
     „Все министры указали, — заявил городской голова, — что с ними хорошо обращаются. Пищу они получают из офицерского собрания, им доставляют газеты и т. д. Никто из министров не жаловался ни на какие насилия".
     Гласному Назарьеву (меньш.-интерн.), который накануне первый потребовал большевиков к ответу, пришлось протестовать против пристрастного доклада головы, сделанного авансом, до проверка правильности сообщенных ему сведений.
     „Приговоренный к смертной казни" и ген. Маниковский оказался освобожденным от ареста: более того, Военно-Революционный Комитет пригласил его фактически управлять военным министерством. „Разграбленный" на 500 миллионов рублей, по сообщению „Воли Народа", Зимний дворец, оказался в полной неприкосновенности, как это засвидетельствовала, американские журналисты и т. д., и т. д.
     Ослепленные злобой и ненавистью к большевикам газеты, не брезгающие подхватывать первую вздорную сплетню улицы, не понимают, что своим поведением они только способствуют некоторой реабилитации в глазах солдат и рабочих большевистских „декретов" у гонении на печать.
     Но это еще второстепенная сторона вопроса, важнее другое: кампания, которая ведется подобными средствами, объективно может привести не к „изоляции", а к «расправе" над большевиками, каковы бы ни были субъективные намерения ее инициаторов.
     „Дело Народа" пишет: „Мы не допустим никаких расправ, нужных лишь врагам революция". Газета предостерегает и Керенского, чтобы он не становился на этот путь.
     Все это очень хорошо, но мало одних благих намерений: необходимы дела. Необходимо, прежде всего, осторожное обращение со словом, необходимо бороться с паникой, а не поддаваться ей. И лучшим средством такой борьбы явилось бы немедленное слияние всех разрозненных отрядов демократии в одно целое. И об единый революционный фронт, как о гранитный мол, одинаково разобьются волны авантюризма и контр-революции.

РАФ. ГРИГОРЬЕВ.

ОБЗОР ПЕЧАТИ.

Вышел первый помер газеты „За родину и революцию», „орган Всероссийского ком. спасения родины и революции». Название весьма громкое и громоздкое, но по существу газета не что иное, как меньшевистский оборонческий листок. Выдержанный в тонах вчерашних «Искр“ листок пророчествует: „при неудаче, большевистские руководители скроются за-границу, народ-же останется без земли и без хлеба», и приглашает „помогать Вр. Правительству и товарищу Керенскому».
     „Единств» - опять и опять предлагает „организовать власть коалиционную, т. е., власть опирающуюся на все классы и партии, искренно дорожащие завоеваниями революции и интересами (народа. «Единство» - не разб.) кто и как будет определять эту „искренность».
     „Рабочая Газета» непримирима: „заговорщики должны немедленно капитулировать, обратившись к Комитету спасения родины н революции». Выставивши такое требование не мира, но самой обостренной вражды, газета все-же мечтает о „мирной, бескровной ликвидации кровавого преступления силами организованной демократии». Это даже не мечты, а откровенное лицемерие...
     „Рабочей газете» не пристало говорить о „мирной и бескровной ликвидации, когда она говорит теперь с массами языком самого грязного погромного листка:
     Бей его! Бейте, товарищи матросы и солдаты, честных революционеров, десятки лет боровшихся с царизмом! Бейте! Так велел вам Ленин. Так велит вам Троцкий. Так велят вам авантюристы, по вашим спинам взбирающиеся к власти.
     Так пишут теперь „социалисты“(!), возмущенные слухами об оскорблениях нанесенных Году при его задержании. Кстати не расскажет ли Гоц сам, как и почему его задержали и как он так легко „убежал» из Смольного?
     „Народное Слово" против какого-бы то ни было соглашения:
     Большевики должны быть отрезаны от демократии; в отношении к ним абсолютно недопустимы никакие „соглашательские» попытки. Только обладая душевной „емкостью» „Новой Жизни» можно измышлять комбинации с включением и этих деятелей.
     Газета так решает вопрос о власти:
     Мы не считаем правительства, организованного после директории, „низложенным» и „свергнутым", как об этом оповещали обитатели Смольного института; мы ни минуты не можем подвергать сомнению то, что у нас сохранилась и власть, и правительство. Сойти с этой позиции, значило бы, отказаться от идеи преемства власти, — того преемства, начальным, исходным моментом которого является великая февральская революции наша и созданное ею правительство.
     Конечно, пережитые за эти дни события не могут не отразиться на составе правительства. Но это, повторяем, вопрос следующего дня.

Ту-же непримиримую позицию продолжает защищать и „Воля Народа"
     „Новая Жизнь» призывает к объединению и соглашению. Мы спрашиваем: с кем объединяться и на чем соглашаться?
     Революционная демократия не может, не опозорив себя, объединиться с большевиками.
     Не мириться с большевиками должна революционная демократия, а всеми силами против них бороться. Если революционная демократия пойдет и не то что на соглашательство, а на какой бы то ни было компромисс с большевиками, заслужившими всеобщее презрение, то она себя тяжело скомпрометирует.
Свирепые публицисты предлагают „вырвать с корнем этот отравленный плод из тела революции". Операция весьма серьезная, но едва-лп она по силам неукротимым с. р. оборонцам. М. б., они готовы Корнилова с Калединым восприять в качестве руководителей?..
     „Дело Народа" стоит уже на правильном пути, пути примирения. Оно не зовет назад, к Вр. Правительству, ибо „его слабостью и неустойчивостью, его незначительным моральным авторитетом только и объясняется победа большевиков.
     Нам необходима твердая, смелая и творческая революционная власть, которая пользовалась бы огромным авторитетом в народных массах и не могла быть опрокинута авантюристским наскоком слева или справа. В этом — главный урок большевистской авантюры.
     Мы полагаем, что такою властью может быт лишь однородное демократическое правительство, сильное единством своих взглядов и могучее своею твердою опорою на единственно действенные политические партии в стране — партии социалистические.

Здесь нет требования обязательного искоренения большевиков; соглашение с ними, правда, путем умолчания, но все-же предполагается возможным. Даже больше: „Дело Народа" считает нужным заявить, что „наша борьба против большевиков не является борьбой против всех его лозунгов". И мы приветствуем прямое и определенное заявление „Д. Н.“.
     Мы не допустим никаких расправ нужных лишь врагам революции.
     По пути Ленина мы не пойдем. И мы предостерегаем т. Керенского, чтобы он также не становился на этот путь.
     Пусть Ленины и Троцкие будут держать ответ перед обманутыми ими солдатами и рабочими. Но за преступления вождей массы не должны нести наказания.

„Знамя Труда" утверждает; „бойкот" толкает большевиков на путь диктатуры. Но диктатура — чья бы она ни была — для революционной России означает гражданскую воину". И призывая к созданию единого демократического фронта, газета прежде всего обращает свой призыв к массам.
     „Правда" с полным основанием клеймит поведение правых социалистов, до самозабвения увлекшихся борьбой с „проклятым большевизмом":
     Они, не смевшие бороться с кадетами, как они смелы в борьбе с рабочими, солдатами и крестьянами! Как бесстыдно клевещут они на них с какой (нрзб.) ностью обрушивают на них бессмысленнейшие обвинения, как торопятся противодействовать шагам рабочего и крестьянского правительства.

Разоружение юнкерских училищ.

Вчера разновременно, отрядами красной гвардии, солдат и матросов, были оцеплены все юнкерские училища Петрограда. Разоружение сопровождалось кровопролитием, в особенности большое число жертв убитыми и ранеными во Владимирском училище. Здания Владимирского училища на Гребецкой были оцеплены, и юнкерам был предъявлен ультиматум выдать оружие. Юнкера отказались и открыли ружейный и пулеметный огонь. Завязалась сначала перестрелка, которая потом перешла в настоящую осаду, так как осаждавшим было доставлено несколько орудий. С обеих сторон оказалось свыше 200 человек убитыми и ранеными. При обезоружении юнкеров многие из них были избиты. Арестованные юнкера были отправлены в Петропавловскую крепость. Орудийной стрельбой повреждено несколько домов на Гребецкой и Спасской улицах.
Разоружение Павловского училища произошло без всякого кровопролития. Вечером красногвардейцами были заняты также Михайловское училище и Инженерный замок.

Вчера утром в помещение инженерного училища, где находился караул Военно-Революционного Комитета явились юнкера и сняли солдат с караула. После этого в училище прибыли командующий петроградским военным округом с чинами штаба округа, члены Комитета Спасения Родины и Революции и устроили очередное заседание. Не успели они заняться обсуждением вопросов, как им было сообщено, что к училищу подходят красногвардейцы и матросы. Все присутствующие, за исключением вооруженных юнкеров оставили училище. Через несколько минут начался обстрел училища. Находившиеся в училище юнкера сдались и были арестованы.

Военно - Револ. Комитет.

В.-P. Комитет сообщает, что им перехвачены документы, указывающие на сношение между Керенским и некоторыми видными деятелями партии правых эс-эров и И. К. Советов Крест. Депутатов и устанавливающие участие этих деятелей в распоряжениях о выступлениях юнкеров и казаков для совместных действий с войсками Керенского против Военно- Революционного Комитета.

По сведениям В.-Рев. Комитета обстоятельства сопровождавшие выступления красногвардейцев против юнкерских училищ следующие: в ночь на 29 у дома Кшесинской красногвардейцами был задержан автомобиль, в котором в числе прочих были также Брудерер, пытавшийся во время ареста уничтожить некоторые документы. По этим документам было установлено, что от Комитета Спасения были назначены особые комиссары в юнкерские училища в связи с предстоящими боевыми задачами. На бланках Комитета Спасения был найден приказ за подписью Полковникова и Года ко всем военным училищам, отрядам увечных воинов и георгиевских кавалеров привести части в боевую готовность и ждать распоряжений.
В течение вчерашнего дня произведены многочисленные аресты, производится следствие.

Военно-Революционным Комитетом перехвачены телеграммы, которыми обменялись Керенский и один видный лидер правых эсеров. Керенский запрашивал, нужно ли вернуть Верховского, на что получил ответ, что это безусловно необходимо. Далее перехвачены телеграммы Керенского в некоторые юнкерские училища и казакам с приказанием выступить и занять определенные пункты и места в городе, причем дано подробные и точные указания, какая часть куда выступает и сообщены пароли казакам.
Перехвачена также телеграмма Каледина казачьим генералам, в которой им рекомендуется перейти на сторону Керенского и действовать его именем и в конце добавлено: а потом мы эту сволочь (т. е. Керенского) уберем.

А. Ф. Керенским были вызваны с Юго-Западнаго фронта 3 полка финляндской дивизии. На ст. Дно эшелоны были высажены. Узнав о событиях в Петрограде полки послали представителей в В.-Рев. Комитет. Ознакомивши® с положением дел в Петрограде, представитель этих полков заверил В.-Рев. Комитет, что полки против Советского правительства не пойдут.

Вчера В. Рев. Комитет посетил делегат со ст. Осиповичи Либаво-Ровинской ж. д. делегированный местным гарнизоном для сообщения, что им постановлено контролировать проходящие части войск и не пропускать их на Петроград, если таковые будут направлены для подавления революции. Кроме того делегат сообщил, что прибывшие на ст. Осиповичи 2 эшелона остановились, выбрали комитеты и решили ни в коем случае не итти против Петрограда.
Вчерашнее сообщение о бое под Красным сегодня категорически опровергается. Никаких войск в Красное но прибыло. Сообщение между Красным и Гатчино прервано.

При занятии юнкерами телефонной станции ими был переколот штыками солдатский караул, стоящий на охране станции. При обратном взятии телефонной станции войсками Военно-Революционного Комитета много пострадавших с обеих сторон.

Много пострадавших было и при занятии войсками Военно-Революционного Комитета Владимирского юнкерского училища, причем первыми начали стрельбу юнкера, перебившие караулы солдат. Красногвардейцы и солдаты, осаждавшие училище, понесли большие потери ранеными и убитыми.

Вчера, по вызову Военно-Морского Революционного Комитета, из действующего флота в Петроград прибыли 2 миноносца, крейсер „Олег» и учебное судно „Летун", которые и стали на Неве. Учебное судно „Летун" стало перед Дворцовым мостом.

Вчера, по приказанию комиссаров, в политическое управление военного министерства явился наряд солдат, которые заняли помещение для несения караульной службы. Занятие в политическом управлении военного министерства, равно как и в другие учреждениях военного ведомства, не было.

Вчера днем, отрядом матросов красногвардейцев на Исаакиевской площади был остановлен и задержан броневик, находящийся в распоряжении Комитета Спасения Родины и Революции. Несколькими красногвардейцами был задержан еще один броневик.

В В.-Рев. Комитете получены были вчера сведения, что на ст. Бологое организовался В.-Рев. Комитет, который собирается отправить в распоряжение Петроградского В.-Рев. Комитета войско и продовольствие.

Вчера по распоряжению В.-Рев. Комитета был занять международный телеграф.

Вчера, в 7 часов вечера, к Смольному институту подошел эшелон прибывший из Финляндии.

В.-Р. К-т сообщает, что в Петроград вдут из Ямбурга войска Военно-Революционного Комитета.

В 6-м часу по Лиговке прошли эшелоны Литовского полка в полном вооружении, с обозом и кухней, по направлению к Балтийскому вокзалу.

Бюллетени Комитета Спасения.

(29 октября).

9 ч 30 м.-утра. Управляющий телефонной сетью сообщает, что Петроградская городская телефонная станция занята войсками Комитета Спасения Родины и Революции.
     9 ч. 40 м. Телеграмма от. А. Ф. Керенского. Гатчина, Дворец. 28 октября, 21 ч. 25 м.: «Предлагаю никаких предложений и распоряжений, исходящих от лиц, именующих себя народными комиссарами или комиссарами и военно-революционного комитета, не исполнять, и ни в какие сношения не вступать и в правительственные учреждения не допускать».
     9 ч. 40 м. На углу Гребецкой ул. и Большого проспекта Петроградской стороны, ружейная перестрелка между красногвардейцами и юнкерами Владимирского училища.
     10 ч. 10 м. Владимирское училище обстреливается броневиками, подведены легкие пушки. Идет осада. Училище сообщило, что готово к сопротивлению.
     10 ч. 55 м. От имени Владимирского училища просят помощи.
     11ч. Владимирское училище сообщаете, что один броневик подбит юнкерами. Успеют продержаться долго. Просят помощи.
     12 ч. 25 м. Попытка тов. Кириллова убедить красногвардейцев прекратить осаду, привела к его аресту.
     1 ч. дня. Около часу дня к городской думе подъехал броневик «Тэнк» без надписей и знаков. Находившиеся в нем солдаты приветствовали толпившийся у городской думы народ.

Комитет Спасения выпустил к солдатам, рабочим и гражданам следующее воззвание: Большевики призывая к миру на фронте, в то же время призывают к братоубийственной войне в тылу.
Не подчиняйтесь их провокационным призывам: не ройте окопов. Долой оружие. Долой предательские засады. Солдаты возвращайтесь в казармы. Бойня начатая в Петрограде — подлинная гибель Революции.
     Во имя свободы, земли, мира сплочивайтесь вокруг Комитета Спасения Родины и Революции.
     С войсками, идущими к Петрограду, идете председатель Центрального Комитета партии с.-p., член Исп. Комитета и почетный председатель Всер. Совета Кр. Деп. В. М. Чернов.

В бюллетени №1, от 29 октября, 8 час. 30 мин. напечатано следующее воззвание:

К населению и войскам Петрограда.

Войсками комитета спасения родины и революции освобождены почти все юнкерские училища и казачьи части, занят Михайловский манеж, захвачены броневые и орудийные автомобили, занята телефонная станция и стягиваются силы для занятия оказавшихся благодаря принятым мерам совершенно изолированными, Петропавловской крепости и Смольного института, последних убежищ большевиков. Предлагаем и сохранять полнейшее спокойствие, оказывая всемерную поддержку комиссарам и офицерам, исполняющим боевые приказы командующего армией спасения родины и революции, полковника Полковникова и его помощника подполковника Краковецкого, арестовывая всех комиссаров, так называемого Военно-Революционного Комитета.
Всем воинским частях, опомнившимся от угара большевистской авантюры и желающим послужить делу революции и свободы, приказываем немедленно стягиваться к Николаевскому юнкерскому училищу (Николаевский Замок).
Всякое промедление будет рассматриваться, как измена революции, и повлечет за собой принятие самых решительных мер.

Председатель совета республики Авксентьев.
Председатель комитета спасения родины и революции Гоц.
Комиссары всероссийского комитета спасения родины и революции при командующем армией спасения:
Член военного отдела комитета спасения родины и революции Синани.
Член военной комиссии центральнаго комитета партии с.-р. Броун.
Член военной секции с.-д. р. п. (объединенной) Шахвердов.

Комитет Спасения сообщает, что фронтовой комитет западного фронта образовал Комитет Спасения Родины и революции, пригласив представителей всех местных и армейских организаций. Комитет взял в свои руки власть на фронте и при фронтовой полосе. Главнокомандующий и комиссар фронта санкционировали образовавшийся комитет.
Армейский комитет первой армии постановил не признавать власти большевиков я подчиниться только Комитетам Спасения Революции. Армейский комитет 10 армии обратился с воззванием к войскам армии не подчиниться распоряжениям правительства большевиков.
Комитетом Спасения получено вчера в 1 час 15 минут дня следующая телеграмма.
     „В московском округе об явлено в пятницу военное положение. После ультиматума Военно-Революционному Комитету сдаться открыты военные действия. В субботу, в 7 часов утра у большевиков отбит Кремль, Перестрелка вокруг Кремля и городской думы продолжается беспрерывно. Военно-Революционному Комитету предъявлен вторично ультиматум. Занявшие входы телеграфной и телефонной станции вчера внезапно оставили свои посты.
В Москву ожидается артиллерия и конница.
Подавление мятежа обеспечено, раздражение велико. Жертв очень много с обеих сторон и мирного населения, расстреливаемого с крыш большевиками. Командующий войсками полковник Рябцов действует решительно в полном согласии с комитетом общественной безопасности.

По приказанию Военно-Революционного Комитета в кабинете городского головы и управляющего телефонной сетью аппараты выключены.

По слухам, против войск, подвигающихся к городу, выслан Литовский полк. 3- 27 октября на улице были арестованы девять гимназистов, раздававшие прохожим воззвания городской думы к населению гор. Петрограда. Юноши были уведены в Петропавловскую крепость. До сих пор сведений о них не получено.

Около 7 часов вечера за Московской заставой в районе Путиловской ветки в 6 вер. по Ник. ж. д. все было спокойно.
Варшавский, Балтийский и Царскосельский вокзалы в этому времени находились в руках петр. гарнизона. Вокзалы затемнены, на крышах и башенках поставлены пулеметы.

29 октября в 8½ час. вечера в редакцию „Народного Слова" прибыли матросы предъявив предписание 2-г спасского подрайонного совета Р. Д. о конфискации газеты „Народное Слово" за погромную агитацию. Матросы произвели обыск в редакции. Обыску были подвергнуты находившиеся в редакции сотрудники газеты и посторонний журналист.
В тот же день вечером матросы конфисковали на улице „Народное Слово" „Солдатский Крик".

Комиссар Адмиралтейского района сообщил думе, что проходя у Поцелуева моста, он был свидетелем, как группа матросов избивала несколько юнкеров и затем, не смотря на мольбы публики и особенно женщин бросала их в Мойку. Затем комиссар сообщил, что некоторых юнкеров отправили во 2-й флотский гв. экипаж. Об осведомлении о судьбе этих юнкеров дума постановила отправить эмиссаров в экипаж.