04 декабря (21 ноября) 1917 года

Вперед (Москва)

Протест тов. Аксельрода.

Из Копенгагена телеграфируют. Аксельрод опубликовал в газете «Социал-Демократ» резкий протест против террора большевиков, в связи с обыском у Плеханова. Аксельрод призывает пролетариат всех стран выразить немедленно протест против созданного большевиками режима, крайне позорящего русскую революцию в глазах западных социалистов и, вообще, всех культурных пародов.

Арест нововременцев.

Воен. Рев. К-т издал приказ об аресте членов издательства и редакции «Нового Времени», а также некоторых сотрудников. Аресту подлежат: Суворин Борис, Борнгардт. Ксюнин, Буренин, Ренников, Грамматчиков и другие. У Бориса Суворина, находящегося в настоящее время в Москве вчера был произведен обыск.

Репрессии по отношению госуд. служащих.

21 /XI забастовка служащих государственного банка продолжается. Военно-Революционный Комитет опубликовал приказ, согласно которому чиновники государственного банка и всех казначейств должны немедленно приступить к занятиям. Неисполнение приказа грозит тяжелыми последствиями для сопротивляющихся новой власти. Главнокомандующему по обороне Петрограда предложено принять самые решительные меры по введению нормальных занятий в государственном банке и казначействе, не останавливаясь перед арестами и высылкой.

В министерствах.

В министерстве земледелия.

В министерство земледелия явился новый комиссар левый с.-р., который хотел получить дела у товарища министра Вихляева, но его не оказалось.
     Колегаев обратился к чиновникам с вопросом, будут ли они работать и указал на то, что декрет о земле может вызвать беспорядки в деревне. Чиновники ответили, что правильное продолжение работы будет зависеть от него, Колегаева, ибо они постановил и продолжать работу, если им не будет мешать Военно-Революционный Комитет.

В министерстве продовольствия.

Сегодня в министерство продовольствия явились матросы. Поручик, который командовал отрядом вызвал к себе товарища министра. Его не оказалось. Тогда он предложил, чтобы к нему вышел управляющий дедами. Тот отказался, заявив, что поручик частное лицо и предлагает ему придти в его кабинет. Тогда к управляющему были посланы 2 матроса, которые угрожая силой, требовали, чтобы он вышел к начальнику отряда. Служащие немедленно постановили объявить забастовку. Они решили, что в случае насилия занятия должны быть остановлены. Помещение министерства продовольствия занято вооруженным отрядом.

Правда17

Именем революции ко всем солдатам революционной армии и флота.

Товарищи! Сего числа я вступил в Могилев во главе революционных войск. Окруженная со всех сторон ставка сдалась без боя. Последнее препятствие к делу мира пало. Не могу умолчать о печальном акте самосуда над бывшим Главковерхом ген. Духониным, - народная ненависть слишком накипела; несмотря на все попытки спасти его, он был вырван из вагона на станции Могилев и убит. Причиной этому послужило накануне падения ставки бегство ген. Корнилова.
     Товарищи! Я не могу допустить пятен на знамени революции, и самым строгим осуждением следует отнестись и к подобным актам; будьте достойны завоеванной свободы, не пятнайте власть народа. Российский народ грозен в борьбе, но должен быть мягок после победы.
     Товарищи! С падением ставки борьба за мир получает новую силу. Во имя революции и свободы я зову вас к революционному спокойствию.
     Да здравствует власть Советов Солдатских и Крестьянских Депутатов.

Главковерх КРЫЛЕНКО.
20 ноября 1917 года.

Провинцiя.

ГАЛИЧ, Костромской губ.

9-го и 10-го ноября состоялся съезд Советов. Список большевиков по Галичскому уезду одержит победу над остальными. Первый день выборов показал, что масса идет за наш список. Больше, чем уверен, что мои труды не пропадут. За бытность мою здесь я объехал 10 волостей, в которых удалось провести собрания и кое-где удалось заложить ячейки нашей партии. Предполагаем созвать уездный съезд демократии.

С.КАРТАШЕВКА.

(Курской губ., Обаянского уезда, Ольшевская вол.).

Выборы в Учредительное Собрание начались 12-го ноября. Представления о партиях у крестьян нет никакого. Большевиков считают грабителями, отстаивающих интересы помещиков и собирающихся вернуть Николая II. Приезжал Русанов, но на вопрос, что такое большевики, заявил, что о них говорить нечего и велел голосовать за эсеров. Выборы производились оригинальным образом, глава семьи брал к себе все списки и голосовал сразу за всех членов семьи.

Ликвидация ставки

В Петрограде вчера получена следующая телеграмма: «Ставка ликвидирована. Завтра выезжаю в Могилев и вступаю в должность».
Подписано: «Верховный главнокомандующий Крыленко, исполняющий обязанности начальника штаба верховного главнокомандующего поручик Шнеур». (Соб. корр.)

Вчера, утром, ставка занята прибывшими из Петрограда гвардейцами и матросами.
Никакого сопротивления прибывшим никем не оказано.
Прибывшего вслед за этим в ставку Крыленко местный гарнизон, состоящий из георгиевского батальона, встретил с музыкой.
В момент занятия ставки солдатами из отряда Крыленко первым долгом был занят полевой телеграф.
Проверив у всех служащих документы, солдаты оставили в телеграфе часовых, объявили служащим, что они арестованы, и удалились.
Через некоторое время, в виду протеста главного бюро полевиков, часовые по распоряжению военно-революционного комитета были из телеграфа удалены и приказ об аресте служащих отменен.
В ставке спокойно.

Убийство ген. Духонина.

Глубокой ночью получено потрясающее известие, что в ставке матросами убит верховный главнокомандующий ген. Духонин. Ужасная смерть, страшный символ гибели русской армии.
     Вечная память доблестному солдату, погибшему на посту, и честному гражданину, жизнь отдавшему за Россию.

Предсмертное воззвание ген. Духонина.

Верховный главнокомандующий генерал Духонин обратился несколько дней назад со следующим воззванием к армии:
     Солдаты-граждане вас смущают тем, что вы желаете мира, а союзники наши не хотят. Поэтому вас толкают на нарушение договора с ними, заключенного при бывшем царе, но умалчивают о том, что вас толкают на самочинный мир с немецким империалистическим правительством почти такого же самодержавия, от которого революция освободила Россию. Добиваясь свободы, вас толкают на контр-революцию, грозящую лишить демократию всех ее завоеваний, - демократию, только что начавшую образовываться и сорганизовываться в России.
Кому нужно лишить вас, а с вами и весь русский народ свободы? Конечно империалистам-немцам, а не союзникам, которые именно с тех пор, как стал свободным русский народ, напрягали все силы, чтобы помочь нам оружием, деньгами, снабжение, дабы мы могли отстоять свою завоеванную свободу и добиться демократического мира.
Неверно, что союзники не хотят мира. Они хотят его, как и мы, но хотят мира, обеспечивающего свободу всех народов от автократии и господства милитаризма, - мира прочного, а не ввергающего в ближайшем будущем вновь мир в войну, которая будет еще ужаснее и гибельнее для всех.
Не в том ужас, что мы должны выполнять договор с союзниками, заключенный при бывшем царском правительстве, - ужас в том, что, нарушив самочинно этот договор, Россия лишит себя своего желанного демократического строя и пойдет в рабство к империалистической Германии , где право, свободу и совесть заменили кулак, коварство и ложь.
Не поддавайтесь, солдаты, миру с немцами, не торопитесь в объятия Вильгельма. Самочинное сближение с немцами - это новая война через несколько времени Немец не потерпит рядом с собой свободного демократического русского народов. Разрыв с союзниками лишит нас опоры и поддержки, и вместо покоя предстоит новая, еще более тяжелая война.
Помните, что дружба союзников истинна, глубока и велика. Они сделали все возможное, чтобы облегчить наше положение и притти к миру прямым верным путем. Духонин.

Побег ген. Корнилова, Деникина и др.

20-го ноября в Москве и Петрограде ( «Викжелем») по прямому проводу получено сообщение о побеге в ночь на 20-е ноября из Быхова генерала Л.Г.Корнилова.
     Вместе с бывшим верховным главнокомандующим бежали и остальные узники: бывший главнокомандующий юго-западным фронтом ген. А.И.Деникин, начальник его штаба С.Л.Марков, генерал-квартирмейстер М.И.Орлов и др.
     Во главе отряда из нескольких сот текинцев Л.Г.Корнилов по шоссе двигается на юг Приводим тест телеграммы, полученной из ставки в Петрограде.
     «Викжель. Центральный исполнительный комитет крестьянских депутатов, военно-революционный комитет.
     Сегодня ночью из Быхова бежал Корнилов сухопутными путями. Корнилов вместе с 4-мя сотнями текинцев направился в сторону Жлобина на юг.
     По полученным сведениям, Корнилов выпущен по предъявлении ордера за подписью Шабловского.
          Комиссар военно-революционного комитета Дьяконов».

МОГИЛЕВ, 20,ХI, 3 ч. дня. Только что в ставке стали известны подробности бегства ген. Корнилова.
     Вчера, 19-го ноября в Быхов явился офицер в форме генерального штаба и предъявил коменданту города пакет, в котором оказалось подписанное фамилией председателя чрезвычайной следственной комиссии ген. Шабловского предписание освободить всех заключенных по делу Корнилова.
Комендант пытался проверить предписание по телефону, но все линии оказались испорченными. Между тем, весть о предписании распространилась уже по городу и дошла до текинцев, которые не замедлили передать ее заключенным.
Четыре сотни текинцев заволновались. Из опасения дальнейших осложнений положения коменданту пришлось отдать приказ об освобождении заключенных.
Выйдя из тюрьмы, ген. Корнилов принял командование над текинцами и, захватив остальных освобожденных, выступил из города в южном направлении походным порядком.

Известие о бегстве генерала Корнилова произвело большое впечатление в совете народных комиссаров. В военно-революционный комитет были вытребованы члены комиссии Шабловского, но никого из них в Петрограде не оказалось.
     Сам Шабловский и член комиссии полковник Раух выбыли из Петрограда несколько дней назад, и неизвестно где они находятся ныне. «Викжелю» предложено принять меры к задержанию Корнилова.

Председатель «Викжеля» распорядился по телеграфу по всем железным дорогам о принятии мер к задержанию генерала Корнилова. «О принятых вами мерах – говорится в телеграмме – уведомьте местные советы солдатских депутатов».

Жалованье народным комиссарам.

Совет народных комиссаров принял следующий декрет о размерах жалованья народным комиссарам:
     Признавая необходимым принять самые энергичные меры в целях понижения жалованья высшим служащим и чиновникам во всех без исключения государственных, общественных и частных учреждениях и предприятиях, совет народных комиссаров постановил:
     1) Назначить предельное жалованье народным комиссарам в 500 рублей в месяц бессемейным и прибавку в 100 рублей на каждого неработоспособного члена семьи.
     2) Обратиться ко всем местным советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов с просьбой подготовки и проведения революционной меры к особому обложению высших служащих.
     3) Поручить министерству финансов и всем отдельным комиссарам немедленно изучить сметы министерств и урезать все непомерно высокие жалованья и пенсии.

Трудовая Копейка (Москва)