11 января (29 декабря) 1918 года

Наше единство (Петроград)

Неужели это верно?

В №17 «Вечернего звона» напечатано сообщение, что из города Буя Костромской губ. на днях отправлен отряд красногвардейцев в 1000 человек и вместе с ними послано против Каледина около 400 вооруженных пленных австрийцев. Перед отправкой военнопленные были переодеты в русские солдатские шинели.
     Неужели дело дошло до того, что к гражданской войне привлечены военнопленные? Неужели сообщение «Вечернего Звона» правильно? Мы отказываемся верить.

ПОСЛѢДНIЯ ИЗВѢСТIЯ

В «средних кругах» смольных управителей, вчера вечером, настойчиво говорили, что комиссар Ленин категорически заявил о сложении с себя «премьерства» по мотивам «переутомления». Для «отдыха» Ленин решил отправиться за границу, в связи с чем высказывалось предположение о возможности назначения его на какой либо заграничный «видный пост». Вместе с этим варьировались предположения о «наследнике» ленинского поста. С одной стороны, - кандидатом в «премьеры» называли Троцкого, а с другой усиленно говорили о неминуемой полной «реорганизации власти».
     В среде влиятельных смольных сфер определились три течения: одно - за комиссарское «самодержавие» во главе с Троцким, другое за передачу власти конвенту и третье определенно констатирующее полную несостоятельность большевистского самоуправства, - за передачу всей власти Учредительному Собранию. Какое из этих течений победит - учесть пока невозможно, это покажет ближайшее время. Сейчас вполне очевидна та тревога и смятение, которые здесь наблюдаются.

Бои в Иркутске.

(ОТ НАШЕГО СПЕЦИАЛЬНАГО КОРРЕСПОНДЕНТА).

ИРКУТСК.
(Телеграмма получена почтой). Бои продолжаются. Участвует артиллерия. Борьба идет между казаками и юнкерами, с одной стороны, и 4-мя большевистскими полками — с другой.
     Пока перевес на стороне казаков, которые при помощи юнкеров заняли центральную часть города. Юнкера засели в домах и пулеметами буквально косят наступающих на них красногвардейцев и солдат. Пехотные полки находятся в заречной, привокзальной части города — предместье Глазове, откуда ведут наступление на город и одновременно обстреливают его из тяжелых и легких орудий.
     Вследствие сильного тумана над рекой артиллерийский обстрел ведется без всякого прицела — просто по городу.
     Единственный понтонный мост через Ангару разведен, почта и телеграф не работают, так что Иркутск совершенно отрезан от Западной Сибири и России.
     Большевистские полки беспрерывно стреляют по городу, стрельба произвела страшные разрушения. Один снаряд налетел на отстоящую в 7 верстах от города станцию Иннокентьевская и произвел там значительные разрушения.
     Когда стрельба временно прекращается, жители бегут толпами из города в окрестные деревни и к Байкалу. Бегут полураздетые, куда глаза глядят.
     Бой начался 7 декабря. Большевики на помощь себе вызвали из черемховского каменоугольного района красногвардейцев, которые и прибыли в нескольких поездах. Красногвардейцы представляют собой невежественную массу, совершенно неорганизованную и служащую только пушечным мясом.
     В виду слабой поддержки, оказываемой красногвардейцами, и в виду того, что более половины их перебито или ранено, большевистский штаб отдал распоряжение о возвращения красногвардейцев по домам. 12 декабря обратно в Черемхово пришло 20 теплушек с красногвардейцами; многих не досчитываются.
     Озлобление с обеих сторон очень сильное. Люди превратились в зверей и добивают раненых. Юнкеров и казаков, попадающих в плен, буквально растерзывают на куски.
     На улицах лежит масса замерзших раненых, которые по несколько дней никем не подбираются.
     Ходят слухи, не поддающиеся пока проверке, что железнодорожный мост через Иркут взорван и что забайкальские казаки ведут наступление на оплот сибирских большевиков — Красноярск.
     Во всяком случае, всех едущих в отпуск, или по делам, в сторону Восточной Сибири солдат и офицеров большевики в лице представителей Советов солдатских депутатов обезоруживают и возвращают обратно, из опасения, что те окажут поддержку казакам.

Разгром Иркутска.

ТОМСК, 27 ДЕКАБРЯ. БЕЗЧИНСТВА И ПРЕСТУПЛЕНИЯ ЗАХЛЕСТЫВАЮТ СИБИРЬ.
ИРКУТСК ОТРЕЗАН И ПОГИБАЕТ.
10 ДНЕЙ ДЛИЛАСЬ ВОЙНА.
УБИТО ДО 8,000 ЧЕЛОВЕК.
НАСЕЛЕНИЕ БЕЖИТ. НЕТ НИ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ, НИ ОСВЕЩЕНИЯ.

Тульская Молва

Тульская жизнь.

Открытие благородного собрания.

Вчера военно-революционным комитетом было разрешено открыть вновь благородное собрание, причем с служащих собрания были взяты подписки в том, что в клубе собрания более не будет допускаться азартная игра со ставками свыше 25 руб., что в буфете не будет распиваться спиртных напитков и что гости и члены, приносящие таковые напитки будут немедленно удаляться из помещения собрания и исключаться из числа лиц, посещающих клуб.

Попытка к освобождению преступников.

Вчера в Тульскую губернскую тюрьму явились из Москвы 5 человек солдат 192 пех. полка, вооруженные винтовками и представили бумагу за подписью председателя и секретаря ротного комитета с предложением освободить из тюрьмы известных разбойников Орлова, Шпанова и Куприна.
     Начальник тюрьмы, подучив эту бумагу, политично предложил явившимся подождать в конторе, пока не соблюдутся известные формальности по освобождению, а сам тотчас же дал знать по телефону тюремному комиссару Ямпольскому и военному комиссару Капцинелю. и
     Капцинель немедленно же вызвал 15 человек конной сотни и 10 человек красной гвардии, которые явились через несколько же минут.
     В тюрьме Капцинель с адъютантом Данкманом прошли в караульное помещение, а Ямпольский в контору тюрьмы где находились явившиеся солдаты.
     Появившись внезапно среди их, с револьвером в руках, Ямпольский скомандовал: „руки вверх"!
     Все солдаты приказание это тотчас же исполнили, побросав на пол винтовки.
     В этот же миг в контору вошел, адъютант военного комиссара Данкман, который, отобрал у арестованных боевые патроны.
     В тюрьму были вызнаны агенты местного розыскного отделения, которым и поручено было допросить арестованных. По распоряжению тюремного комиссара Ямпольского, грабители Орлов, Шпанов и Куприн переведены в каторжную тюрьму под строгий караул.
     Военным комиссаром Капцинелем отдано приказание запросить командира 192 пех. Московского полка о том, действительно ли были командированы в Тулу 5 солдат для освобождения заключенных уголовных преступников.
     Нет сомнения, что ответ получится в отрицательной форме и что наряд солдат, явившихся для освобождения преступников, был лишь ловко устроенным маскарадом, неудавшимся благодаря лишь бдительности и сознанию своего служебного долга стоящих на посту ответственных лиц.

Чьи сани.

25 декабря на дороге между дер. Китаевка и Михалкова, Тульского уезда найдены извозчичьи сани с дугой.
     В передке саней 2 порожних четверти из под денатурата.
     Разыскивается владелец саней.

Елка в тюрьме.

27 декабря в Тульской губернской тюрьме была устроена елка для служащих и их семейств. Елку посетили комиссар по тюремным делам А. К Ямпольский, товарищ прокурора Тульского окружного суда И. А. Воронцов, судебный следователь А. А. Вьюков, секретарь следственной комиссии Е. Д. Высокомирный и друг.
     Были произнесены прочувственные речи надзирателем местной тюрьмы Потетиным и — Новосильской Минаковым.
     В ответ на эти речи тюремный комиссар Ямпольский высказал пожелание продолжения совместной работы в товарищеских отношениях, указав на трудность задач тюремного персонала и надежду, что эта их совместная работа принесет не малую пользу оберегаемому от вредных элементов обществу, какими в последнее время почти исключительно являются важные уголовные преступники, наводящие панику на местных жителей губернии. В заключение тюремному комиссару Ямпольском- был поднесен подарок с елки — изящный бумажник с его монограммой

Кража.

- 27 декабря содержателем буфета на Курском вокзале, Антошиным, было заявлено розыскному отделению о краже из подвала 280-ти полубутылок и 152-х бутылок с виноградным вином.
     Кража эта, по словам Антошина, была совершена между 15 и 27 декабря.
     Все это вино было опечатано акцизным управлением.
     - Того же 27 декабря в подвале Курского вокзала обнаружена кража буфетной посуды: ножей, вилок, ложек и проч., чай, сахар, конфекты и друг. продукты, принадлежащие артели официантов, которым буфет, по новому договору с курской дорогой переходит в аренду о 1-го января 1918 года.
     Исчезновение всех необходимых предметов для буфета, перед моментом его открытия, делает загадочной эту вторую кражу.
     Бедные официанты совсем сбились с ног, тщетно разыскивая по всему городу нужную для открытия буфета посуду.

Вооруженные нападения.

— В ночь на 24 декабря шайка вооруженных грабителей напала на гражданина В. И. Кобылина, проходившего на углу Георгиевской и Дороховой ул.
Преступники, в числе 5 человек, угрожая револьверами, сняли с Кобылина меховое пальто, стоющее 500 руб., и тужурку, стоющую 100 руб., после чего скрылись.
     — В ту же ночь на проходившего по Набережной ул. гражданина Н.Н.Николаева напали 5 неизвестных злоумышленников, которые, направив на Николаева дула револьверов, сняли с него тужурку, стоющую 150 руб., каракулевую шапку, стоющую 100 руб. и, кроме того, отняли кошелек с 24 р. 50 к. денег, с чем скрылись и неизвестно куда.
     — 24 декабря шайкою преступников, в количестве четырех человек, совершено вооруженное нападение на некоего В. В. Лялина, проходившего по Демидовской ул.
Бандиты, наведя на свою жертву револьверы, отняли у Лялина два кошелька с деньгами и карманные часы, после чего скрылись.

Южная газета (Киев)

Слух о пленении прап. Крыленко.

Вчера вечером в Киев из Сарн было передано сообщение, что там солдатами опознан и задержан ехавший на большевистский съезд в Ровно прапорщик Н.В.Крыленко.
     Сообщалось также, что арестованный Крыленко под конвоем направлен в Киев.
     Поздно ночью по прямому проводу из Ровно было сообщено, что настоящий Крыленко находится на свободе и прибыл на съезд в Ровно.
     Кто был арестован в Сарнах и отправлен в Киев, остается пока не выясненным.

Положение на казацко-большевистском фронте.

НОВОЧЕРКАССК, 26. О том, что делается на границах Донской области по линии соприкосновения казачьих отрядов с большевистскими карательными отрядами точных сведений нет. По слухам и частным отрывочным сведениям, особых перемен на фронтах не произошло. Наступательных действий большевики не обнаруживают.
Передают, что наступательные тенденции проявлены большевиками только со стороны ст. Юзовка по направлению Maкеевского района. Говорят, что на ст. Юзовка большевики сосредоточили большие силы пехотных частей и красной гвардии и что эти силы хорошо обставлены артиллерией. Эти части начинают наступление на Макеевский район, рассчитывая вероятно захватить каменно-угольные копи и поднять рудничное население. По линии этого большевистского наступления были только небольшие сторожевые казачьи охранения, которые и потеснены большевистскими отрядами.
Оговариваемся, что сведения эти еще не проверены и нуждаются в подтверждении.
Достоверно известно лишь, что при этом наступлении большевистских отрядов со стороны казачьих частей были потери: убит один казачий офицер и три казака. Сколько потеряно ранеными пока неизвестно.
На фронте у ст. Чертково крупных событий ив произошло. Наиболее важным событием является то, что большевистским отрядом занята станция Чертково (верстах в двухстах от Ростова). Но это занятие совершилось без сопротивления казаков, так как Чертково находилось на нейтральной зоне и занятие большевистским отрядом станции является нарушением условий перемирия, заключенного казаками и большевистскими отрядами в двадцатых числах декабря.

Занятие г. Ровно.

Получено сообщение, что г. Ровно занят большевиками, арестована находившаяся в Ровно украинская армейская и рада.

Загадочное исчезновение Л. Пятакова.

В ночь на 26 декабря из своей квартиры в д. № д. 5 по Кузнечной ул. при загадочной обстановке исчез председатель киевского совета рабочих депутатов инж. Леонид Пятаков. Неизвестные лица, человек 6—8, явились в квартиру П—а и произвели здесь самовольный обыск. Во время обыска один из братьев Пятаковых Михаил был избит, а затем, после обыска, неизвестные выбрали с собой Леонида П. и увезли его. Что сталось после этого с исчезнувшим, остается совершенно неизвестным. В городе ходят самые разнообразные слухи. Исчезнувший Л. Пятаков — с.-д. большевик состоял председ. военно-рев. комитета. Одновременно с Л. Пятаковым, как передают, исчезло несколько матросов—большевиков, которые для агитации недавно приехали в Киев из Севастополя. Близкими лицами к Л. Пятакову об исчезновении заявлено властям, которыми по этому поводу назначено следствие.