29 (16) ноября 1920 года

1Последние известия (Ревель)

Сосредоточение большевистских сил на западном фронте.

РИГА, 26 ноября. Здесь имеются сведения, что большевики в районе Дрисса—Полоцк сосредоточивают значительный силы, преимущественно кавалерии. Войска, переброшенный на южный фронт, возвращаются опять на западный.
     В районе Смоленск — Витебск стоит, приблизительно, 15 дивизий.
     Большевики считают, что наступление на Желиговскаго, к которому они готовятся, не противоречить условиям перемирия, так армия Желиговского, согласно заявлению польского командования, не составляет часть польской армии.
Собств. корр.

Большевистская сводка.

25 ноября.
    В районе Мозыря наши войска преследуют отступающие кавалерийские части Булак-Балаховича. К северо-западу от Овручей также продолжается преследование его войсковых частей. Захвачены 440 пленных и 22 перебежчика. Эта.

„Комиссары смерти”.

МОСКВА, 22 ноября. (Собствен. корр.) Уже полтора года делами расстрелов заведует „комиссар смерти ВЧК” Иванов. Заключенные отзываются о нем, как о форменном садисте. Многие приговоренные были расстреляны Ивановым из браунинга. Комиссар, очевидно, иногда не соглашается делить «удовольствие» со взводом китайцев. Крепкие нервы у чеккистов! До сих пор из крупных только один не выдержал: бывший председатель особого отдела ВЧК Михаил Кедров, находящейся теперь в лечебнице для душевно-больных.

«Мировой пожар раздуем...»

МОСКВА, 22 ноября. (Собств. корр.) При академии генерального штаба открыты курсы восточных языков, назначение которых подготовить в шестимесячный сроки кадры опытных агитаторов для посылки в Персию, Индию, Аравию и Египет. Кроме действий туркестанского отдела исполнительного комитета коммунистического интернационала (председатель чекист Петерс), взбудоражившего прилегающей „восток“, следует учесть военный союз Афганистана с советской Россией. По военно-экономическому договору, заключенному при посредстве Наркомвнешторга в январе 1919 года, Р. С. Ф. С. Р. посылает в Афганистан инструкторов для создания там крупных кадровых войск. Московские анти-коммунистические круги с удивлением спрашивают: неужели Англии еще недостаточно первых плодов, первой реализации коммунистической работы — персидского и турецкого пожара? Неужели уму и сердцу Англии ничего не говорит Советско-Китайско- Афганско-Персо-Турецкая „дружба”? Когда- же чувство самосохранения победить близорукую „торговую” политику ?

„Великосветский скандал”.

МОСКВА, 22 ноября. (Собствен. корр.) Начальник всех войск внутренней охраны республики и заместитель председателя (Ф. Дзержинскаго) в высшем военном совете народного комиссариата внутренних дел К. Валобуев и начальник штаба, бывший офицер Афанасьев отстранены от должностей за крупную „спекуляцию”. Продовольственные заградительные отряды войск внутренней охраны, грабящие проезжающих граждан под видом борьбы со спекуляцией, получили тайное приказание отправлять часть отобранного в главный штаб, в Москву. Здесь Валобуев и Афанасьев „спускали” присланное на Сухаревке через своих агентов. Теперь войсками внутренней охраны командует Коренев. Между прочим, эти войска (очевидно, для смягчения) переименованы в „войска внутренней службы”.
    Валобуев и Афанасьев отдыхают в советской санатории. Такое скромное „наказание” следует сопоставить с расстрелом женщин и подростков за присвоение лишней продовольственной карточки.

Польская пресса о Белоруссии.

Недавно польская газета „Przeglad Wieczorny" поместила статью Махалевского под заглавием „ Польша для Европы то же, что Белоруссия для Польши". Г-н Махалевский пишет, что, как Польша для западных народов является воротами, через который варварская орды могут ударить в самое сердце Европы, так и Белоруссия является для Польши оборонительным валом. И не только стратегические соображения, но самая идея существования независимой Польши не должна позволить полякам и Европе оставить на произвол судьбы Белоруссию, потому что это погубило бы польскую республику и всю Европу. Белоруссии народы является самым. уступчивым и мягкими во всей Европе. Он, несмотря на свою многочисленность и силу, никогда не мог образовать свою державу, не мог сам защитить своей свободы, своих прав, своей земли. Всегда он прятался под чужие крылья, ожидая чужой помощи, инициативы и только под предводительством других добивался победы (участие белорусов в битве под Грюнвальдом).
     Теперь настал моменты, когда Польша для своей самозащиты, для счастья белорусского народа, для спасенья самой России должна вырвать белорусский народы из когтей русского большевизма и помочь ему основать свою державу.
„Бел. Сл.“

Что дал белорусскому народу рижский мирный трактаты?

На этот вопрос „Белорусское Слово" отвечает так: „Народ, который больше всех вынес мук на своих плечах, народ, который доказал свою способность к самостоятельному существованию, — весь этот белорусский народ на рижской мирной конференции быть обойден. Мало того, он было разделены на две части. И, хотя за ним признали права на независимость, однако, не помогли стать ему на ноги, не помогли реально положить фундаменты независимой державы. Теперь вся Белоруссия покрыта могилами и руинами ничем неповинного белорусского народа. Дипломаты теперь поняли свою ошибку и много об этом пишут, но от этого не легче народу — мученику. Терпеть дальше такого бесправия белорусский народ не будет, потому что душа его рвется на простор, который он найдет только в устроенной своими силами независимой Белоруссии."

Антибольшевистская выставка.

Капитаны датской службы Нюхольм организовал антибольшевистскую выставку в Копенгагене.
     Кап. Нюхольм в составе русской севере западной армии участвовал в походе на Петроград и за это время собраны документы и материалы, иллюстрирующие советский режим. Выставка заключает в себе несколько отделов: здесь и портреты лидеров большевизма, и снимки народов красной армии, множество пропагандных большевистских изданий, красные плакаты, эмблемы, и даже знамена красных полков.
     Особенно ужасное, неизгладимое впечатаете производить фотографы. Изуродованные тела стариковы, трупы расстрелянных женщины и детей, разрубленный тела священников: десятки трупов в ряды, трупы, сложенные штабелями, как дрова и т. д.
    За три дня выставку посетило 20.000 человек. Теперь выставка откроется в Христиании.

Перестрелка между русскими коммунистами в Ревеле.

23 ноября, в 2 ч. утра, коппельскому старшему полицейскому уряднику Аллику сообщили, что за фабрикой Виганд на песочных дорогах происходить перестрелка, по звуку ружейная. По прибытш на место полицш выяснилось, что там стоял поезд, в котором находилась русская делегация, во главе с Ломоносовым и, что прибывший из России вагон с курьерами поставлен там же вблизи.
     Курьеры пришли ночью из города и хотели попасть в свой вагоны, но, несмотря на продолжительное стучание, не могли попасть туда. Один курьеры подошел к поезду Ломоносова и постучался в вагоны, где еще горели огни, прося ночлега.
     Между курьером и находящимися в поезде Ломоносова произошла перебранка, перешедшая в острую ссору, так что явились на сцену револьверы.
     Проводник ломоносовского поезда Шульга был ранен в правую ногу и именно пулей курьера Эйлера. Всего сделано шесть выстрелов. Первую медицинскую помощь оказал раненому фельдшеры ломоносовского поезда.
     Полиция отобрала браунинг у Эйлера. Делу дан законный ход. „W.M.“

Известия (Петроград)

На красных Фронтах.

Отход польской армии к государственной границе принимает более систематический характер. Помимо Слуцкой начинает отходить и Сарненская группа, тоже соседняя с фронтом ген. Балаховича, но по другую сторону. Таким образом ясна цель проволочки польского командования исполнения мерного договора. Оно имело в виду оказать посильную помощь своим недавним союзникам (Петлюре и Балаховичу) самым фактом расположения по их флангам. Расчет правильный; при наличия сильных дружественно-нейтральных отрядов по крыльям, белые армии продолжали себя чувствовать до известной степени, устойчивыми. В случае неуспеха, или поражения, они отходили как бы - по коридору. У красной армии отнималась возможность маневра на флангах. Та сторона ошиблась только в оценке боевого достоинства белогвардейских групп. Они допустили разбить себя в поле путем фронтального удара и как результат его, прорыва. Так произошло со Петлюрой. Балаховича же погубила самонадеянность, если неполное отсутствие способности понимать обстановку. Он позволил себе выдвинуться глубоко на восток изолированной колонной, не обеспечив операцию надежным заслоном с северного направленна, за что и поплатился поражением.
     В настоящую минуту остатки его колонны отходят вдоль Полесской железной дороги и оказались прижатыми к болотам в 70 верстах к северо-западу от Мозыря. Лишь небольшой группе человек в 500 удалось прорваться к станции Житковичи. За все это время противник оставил в наших руках сравнительно крупные трофее: 120 офицеров и 2.500 солдат пленными, орудия, 40 пулеметов, знамя. Собственно говоря, их можно назвать крупными только учитывая скромность штатов боевых формирований добровольческих частей. Там нередко численность пехотного полка не превышает 1000 человек, тогда как нормально она колеблется между 3—4 тысячами.
     О другой группе противника пока ничего не слышно, Похоже на то, что ей удалось ускользнуть от соприкосновения с нашими войсками и форсированным маршем отпрыгнуть назад. Конечно не для контр-удара, а для спасения себя от разгрома.
     Наше наступление, разумеется, будет продолжаться до тех пор, пока неприятельские войска не окажутся прижатыми к государственной границе и армия Балаховича не разделит участь петлюровцев.

В. Кс.

Англия за Армению.

ЛОНДОН, 22 ноября. Агентство Рейтера сообщает: После блестящей речи Вивиани, Лигой наций принят проект, предложенный лордом Робертом Сесилем об оказании Армении военной и материальной помощи в борьбе армян против кемалистов.

Против Англии.

РОСТОВ НА-ДОНУ, 27 ноября (РОСТА). Из Тифлиса сообщают об обострении отношений между англичанами и турками в Константинополе. Демонстрации турок против англичан завершились кровавыми столкновениями. С английских судов по Константинополю выпущено несколько снарядов.

Даже Родзянко заподозрили.

БЕРЛИН, 26 ноября (РОСТА). Чер. Белоостров. Недавно М.В.Родзянко, состоящий председателем русского беженского комитета в одном из городов Сербии, получил предписание от местной полиции выселиться в 24 часа из данного пункта, в виду изобличения его и большевистской агитации и возбуждения русского офицерства к неисполнению приказов, исходящих из Крыма. Донесение на Родзянко поступило из русских кругов. Дело о его высылке, конечно, было улажено довольно быстро.

Наши враги о красной армии.

Прибывший в Константинополь Врангелевский министр Кривошеин заявил: «Наши потери огромны. Большевистская артиллерия произвела страшное разрушительное действие. Почти все командующие дивизиями и почти весь командный состав у нас был убит или ранен».

Научное открытие профессора Поля Ришэ.

В «Фрейхейт» от 22 октября помещено следующее сообщение о новом открытии профессора Поля Ришэ в области антисептик: «Знаменитый французский ученый, профессор Поль Ришэ занимается в последнее время исследованиями о применении антисептических средств,— область, которая привлекает интерес широких кругов, ибо каждому приходится пользоваться антисептическими средствами для промывания ран или для домашней дезинфекции; ими также ежедневно пользуются для целей туалета. Ришэ сделал замечательное открытие, что микробы, которых желают убить, постепенно привыкают к антисептическому средству, и что чрез несколько поколений (микробы размножаются весьма быстро) они вполне сопротивляются данному средству. Знаменитому физиологу удалось изготовить некоторые расы микробов, которые способны сопротивляться определенному средству. Рана, в которой живут стрептококки-— одна из наиболее часто встречающихся пород микробов -если ее, например, промыть раствором фенола, в первый день с совершенно стерилизуется, хотя и нельзя погубить всех микробов и их следы. Если продолжить применять в дальнейшем такую же дозу, то через несколько дней можно установить, что рана уже не стерилизована, и что стрептококки кишат, как будто бы ничего не был. Но дозы увеличивать нельзя, ибо это могло би повредить ткани. Из этого и других тождественных фактов профессор Ришэ выводит заключение, что применяемое антисептическое средство надо часто менять, также и при внутренней медицине, напр. при туберкулезе, для того, чтобы поколениям микробов не было дано время приспособиться к первому средству.