Чжебузун-дамба-лама-хутухта, богдо геген, сакъянский лама, бутанский маха-рачжа, хубильган-перерожденец Падма-Самбвы, провозглашен светским верховным правителем независимой Северной Монголии (Халки) и 15 декабря коронованный на трон четырех аймаков Халки, земель ханов и князей Вана, Бейсы, Гуна, Цзасаки, а также Хамбо, Мандзатби и Да-Ламы.
До переворота 17 ноября нынешний правитель Монголии занимал третье место в ламаитской иерархии: далай–лама в Лхасе, паньчен в с.Тибете и хатухта в Урге. Хубильганом и главой монгольских ламаитов и наших буддистов он стал в 80-х гг., после смерти своего предшественника, когда душа Падма-Самбавы переселилась в тело только что родившегося малютки, которого по особым приметам открыли ламы. Род нового «живого бога» был возведен китайским богдыханом в княжеское достоинство.
Влияние хутухты на монголов безгранично, потому что каждый его поступок, каждое слово – святы, а прикосновение к нему или к его одежде придает благодать. Но нынешний хутухта, когда ему улыбнулось счастье стать светским духовным правителем, решил, по слухам, сложить с себя божественное достоинство. Подобное желание можно объяснить одним – по учению о хубильганах, «живой бог» должен быть девственником, а нынешний правитель Монголии, по-видимому, желает передать верховную власть в свой род. [...]
Монгольский хутухта. Воспроизведенный портрет относится к 90 гг. и был снят фотографом Н.А.Чаружиным в бытность его с Г.Н.Потаниным в Урге.
Свободное использование материалов "Газетных старостей" в Интернете, приветствуется при желательном указании авторства "Газетных старостей" и активной ссылке на "http://starosti.ru"