Тюремные афоризмы

по страницам  Брачной Газеты

Письмо графини Толстой

Пьянство в Берлине

по страницам  Брачной Газеты

Предсказания на 1909 год

Олимпиада в Лондоне 1908

Уход Льва Толстого

Доппингъ

Расстрел сербской  королевской семьи

кишиневский погром 1903 года

наводнение 1908 года в России

Двойник Церетели

Гибель Петропавловска

Наводнение в Москве

Отлучение  Толстого

Фальшивая тиара

Алкоголизм в Петербурге

Бомбардировка Владивостока

Медведь в багаже

Сколько стоил пуд  хлеба?





На главную

1901

1902

1903

1904

1905

1906

1907

1908

1909

1910

1911

1912

1913

1914

1915

1916

1917



04 мая (21 апреля) 1913 года

Утро России

Дегаев в Америке.

(Письмо из Нью-Иорка).

        В нью-иоркских эмигрантских кругах распространились слухи о том, что секретарь здешнего русского консульства г. Полевой в действительности есть не Полевой, а... Дегаев!
Правду сказать, публика уже привыкла несколько к сюрпризам, которыми ее время от времени угощают сказки русской охраны о темных рыцарях «без страха», но не без упреков. Однако новое «открытие» вызвало у многих улыбку недоверия: ведь писали уже, что Дегаев умер.
Чтобы устранить всякие сомнения, я отправился к самому источнику сенсационного разоблачения.
        — Скажите, пожалуйста, — обратился я к Меньшикову, — правда, что вы открыли Дегаева?
        — Это так и не так. Вам сообщили правду, но не всю: публика еще не знает подробностей, а в них вся суть. Вам я их могу сообщить теперь же. Начну, как говорится, от Адама.
Вы, конечно, знакомы с историей дегаевщины, которая является прототипом современной нам азефовщины. Не стану поэтому на ней останавливаться и перейду прямо к ее эпилогу.
Как известно, Сергей Дегаев после убийства инспектора секретной полиции Судейкина скрылся за границу. Здесь он исповедался перед членом Исполнительного Комитета партии Народной Воли, а ныне членом совета главного управления по делам печати и статским советником Львов Тихомировыми. После этого Дегаев исчез, спрятав «концы в воду»—почти в прямом смысле, как вы это увидите из дальнейшего.
Изучая политический шпионаж, я не мог не остановить своего внимания на личности Дегаева. Меня заинтересовала загадка -психологии знаменитого провокатора и всегда интересовал вопрос: чем он кончил? Но сведения о С. Дегаеве были очень скудны. Единственное определенное указание на его местопребывание я нашел в документах департамента полиции. В них говорилось: «По сведениям за 1893 год в Буффало проживает некий Дегаев, который состоять членом многих революционных обществ; а по агентурным сведениям за 1895 г. выходило, что «Дегаев проживает под именем Горева в окрестностях Чикаго»...
Но в 1909 году распространилось известие, что «С. Дегаев умер в августе прошлого года после довольно блестящей карьеры профессора математики в равных университетах Америки, Австралии и Новой Зеландии, при чем одно время он занимал место декана где-то в Австралии».
Источником приведенного сообщения оказался нью-иоркский корреспондент газеты «Голос Москвы» некий г. Fields. Это меня очень заинтересовало. Тогда же у меня возник вопрос: каким путем посчастливилось этому мало известному господину приподнять тяжелую завесу, скрывшую загадочную фигуру Сергея Дегаева?
Сам г. Fields рассказывает об этом так (беру цитату из газеты «Речь»): «Около месяца тому назад я получил от одного моего знакомого профессора химии в одном из известных американских университетов письмо с посылкой. Профессор извещал меня, что его давнишний приятель умер в Зеландии и оставил после себя записки, которые просил его передать мне, если когда-нибудь разыщет меня, ибо со всей своей семьей Дегаев разошелся, или, лучше сказать, все его родные отвернулись от него, и потому он никогда с ними не переписывался. Записки его оказались до крайности интересными; видимо, Дегаев следил за революционным движением в России до самой смерти. Особенно интересной является его записка по поводу статей о нем в русских газетах и в «Былом». Записку эту, видимо, он хотел послать в Россию для опубликования. Другая записка,—характеристика бывших вожаков русской революции, тоже крайне интересна, и в ней проглядывает аналитический ум Дегаева»... И так далее.
В статье г. Fields’a заключались такие детали, которые говорили в пользу правдивости его сообщений, но в то же время других подтверждений о смерти Сергея Дегаева не было. Поэтому невольно думалось: не мистификация ли это все? Кто такой, г. Fields, которому таинственный профессор химии передал записки Дегаева?
Эти вопросы встали передо мною снова, когда я приехал в Соединенные Штаты. Мне очень хотелось найти следы Сергея Дегаева в Америке. Мои розыски однако не имели успеха. Большинство старожилов здешней эмигрантской колонии отозвалось полным неведением. Быль ли в Буффало Дегаев—никто не знает. Да и трудно допустить, чтобы провокатор-убийца жил под своей настоящей фамилией. Горева некоторые помнят, но этим псевдонимом пользовался другой, хорошо известный политический деятель (он убит во время последнего переворота в Мексике). Находился ли С. Дегаев вообще в Америке, где он теперь и что с ним, - казалось никому неизвестным.
Более мне посчастливилось с г.А Fields’oм. С ним мне довелось познакомиться лично. Минувшим летом ко мне явился как-то маленький, кругленький человечек, лет за 45, буржуазного типа, с небольшими бегающими глазками. Он отрекомендовался: «Полевой, корреспондент «Нового Времени»...
        — Вы—господин Fields, помещающий в этой газете юдофобские статьи?—спросил я гостя.
        — Совершенно верно. По-английски— Fields, а в переводе на русский язык— Полевой. А жидов, признаюсь, я не терплю...
Разговор наш был краток. Я заявить, что таким органам печати, каким является «Новое Время», интервью не даю...
        — А у вас тут не пошаливают?— спросил мой собеседник, прощаясь (время было вечернее, а жил я на окраине города).
Я вышел проводить храбреца до первой большой улицы...
Пугливость г. Полевого как-то бросилась мне в глаза. Да и физиономия его напомнила мне что-то знакомое. Я стал раздумывать. По ассоциации идей пришли да память фотографии с Дегаева. Склад лица, нос, лоб—да, много общего. Да неужели я видел самого пресловутого судейкинского агента?.. И я не поговорил с ним как следует! Какая досада... Да нет, это невероятно! Стал наводить справки о Полевом. Выяснилось: он из бывших военных; имел какое-то отношение к Дегаеву; жил и в Саратове ; в Америке находится более 20-ти лет; служит в страховом обществе «Эквитебль»; поддерживал прежде знакомство кой с кем из местных революционеров и был близок с Оларовским, бывшим здесь консулом и занимавшимся организацией сыска в Соединенных Штатах. Наконец, я достал визитную карточку, на которой значится:
„М-г Vladimir P. Polevoy, Secretary of the Russian Imperial Consulate General Hew-Iork”. Итак, Полевой на только корреспондента русских черносотенных изданий, но и секретарь консульства. Зовут его Владимир Петрович... Но у Дегаева был брат с таким же именем! Что за совпадение, — подумал я, — начиная копаться в своих материалах. Стал просматривать секретный «Список лиц, разыскиваемых по делам департамента полиции», официальное издание. И сразу наткнулся на сюрприз: под № 171, в списке значится буквально следующее: «Дегаев, Владимир Петрович, он же Полевой-Дегаев; родился в 1864 году; отставной фейерверкер... Имеет брата Сергея, обвиняемого в убийстве подполковника Судейкина. Проживал в Саратове и, состоя там на службе по полевой артиллерии, занимался распространением революционных учений среди местных военно-служащих и вел обширные сношения с деятелями социально-революционного сообщества; в 1883 году прибыл в С.-Петербург и был прикомандирован к 5-й батарее 1-й гвардейской артиллерийской бригады; затем, будучи уволен в запас, скрылся в декабре того же года и поселился в Стокгольме»... Относительно того, какую меру надлежит предпринять по отношению к В. Дегаеву, там же значится: «Обыскать, арестовать и препроводить в распоряжение начальника с.-петербургского губернского жандармского управления». a1 В трех словах: «Он же Полевой-Дегаев» я нашел ключ для разгадки ребуса. Стало ясно, почему записки С.Дегаева попали в руки г. Fields’а, не кого-либо другого. Правда, оно как будто не вязалось: «Занимался распространением революционных учений», «обыскать, арестовать», и... секретарь консульства. Но как ни казалось несообразным, что дипломатическим чином совсем недипломатично является «нелегальный», то обстоятельство, что «Полевой — Дегаев», все-таки оставалось фактом. Другие поразительные совпадения в имени, отчестве, звании, возрасте, приметах и т. д. вполне подтверждают его.
        — Я все-таки недоумеваю: неужели консульство не знало, что Полевой есть Дегаев и что он разыскивается.
(Продолжение во вторник).
Нью-Иорк.                 НЕЗАВИСИМЫЙ.


1901

1902

1903

1904

1905

1906

1907

1908

1909

1910

1911

1912

1913

1914

1915



Добавить на Facebook

Оставить комментарий

На главную


Свободное использование материалов "Газетных старостей" в Интернете, приветствуется при желательном указании авторства "Газетных старостей" и активной ссылке на "http://starosti.ru"

Что пьют русские писатели?

В Японии

японская война
Казенка №1

Юбилей дяди Гиляя



по страницам  Брачной Газеты

Убийство португальского короля.

Всеобщий Русский Календарь на 1910 год

300 бритых старух

Наследство гетмана

Принцесса-убийца

Кому муж нужен?

Долой ЯТЬ

Как ловили японских  шпионов

Хроника ХУДОЖЕСТВЕННОГО скандала
Утка по-петербургски

Новогодний прогноз

Как добывали  деньги на революцию

Кое-что за предыдущие года

Наш  человек в Японии

Кое что сбылось!

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования