В только что вышедшей книге В.В.Розанова „Литературные изгнанники”, о которой мы будом еще говорить подробно, находится, между прочим, интереснейшее описание аудиенции, которую имела гр. С.А.Толстая у императора Александра III 13 апреля 1891 года.
«Разговора был долгий, — рассказывает Н.Н.Страхов в письме к Розанову,—почти час, и все ее просьбы были уважены. «Крейцерова соната» явится в полном собрании, и с этих пор сам Государь будет цензором Толстого—того, что он вперед задумает напечатать. Государь был очень милостив, а графиня очень оживлена, и если бы вы имели о ней понятие, то могли бы представить, как сильно ее чистосердечие и прямота должны были подействовать на Государя, не терпящего фальши. Графиня просила избавить мужа от утеснения цензуры, которая мешает ему «предаваться писанию художественных произведений. Государь заметил, что Толстой пишет против Церкви. Графиня отвечала, что ничего подобного он но хотел печатать и что вообще, он не занимается распространением этих своих мыслей, например в простом народе и даже в своей семье, где некоторые члены (сама графиня, Андрюша и пр.) очень преданы церкви. Графиня жаловалась, что про ее мужа Бог знает что рассказывают и печатают, что у него утащили некоторые рукописи и без спросу литографировали и перевели и пр. Государь спрашивал: «Каков он в семье?» и графиня описывала весь свой быт, положение детей, характер мужа и пр. Она выразила все то великое уважение, которое к нему питает вся семья».
Свободное использование материалов "Газетных старостей" в Интернете, приветствуется при желательном указании авторства "Газетных старостей" и активной ссылке на "http://starosti.ru"