Тюремные афоризмы

по страницам  Брачной Газеты

Письмо графини Толстой

Пьянство в Берлине

по страницам  Брачной Газеты

Предсказания на 1909 год

Олимпиада в Лондоне 1908

Уход Льва Толстого

Доппингъ

Расстрел сербской  королевской семьи

кишиневский погром 1903 года

наводнение 1908 года в России

Двойник Церетели

Гибель Петропавловска

Наводнение в Москве

Отлучение  Толстого

Фальшивая тиара

Алкоголизм в Петербурге

Бомбардировка Владивостока

Медведь в багаже

Сколько стоил пуд  хлеба?





На главную

1901

1902

1903

1904

1905

1906

1907

1908

1909

1910

1911

1912

1913

1914

1915

1916

1917



14 (01) октября 1913 года

Русские Ведомости (Москва)

Выставка картин Н. С. Гончаровой.

        Если бы среди русских модернистов нужно было назвать самого одаренного, самого работоспособного и самого «модернистичного»,—пришлось бы назвать Гончарову. Что Гончарова очень талантлива, это—несомненно. У нее хватает дарования создавать вещи, равные но ценности тому, что дал в лучших своих достижениях западный модернизм. Если подавляющее большинство русских модернистов лишь уныло плетутся в хвосте иноземных школ, неизменно обнаруживая все признаки эпигонства, то Гончарова в этом смысле -— не эпигон. Мы можем отдать ей должное: ее импрессионизм, примитивизм, кубизм, футуризм и пр., и пр. —высокого достоинства и «не посрамят земли русской». Ее манера вести контур и класть краску, ее «pаte», обличают не только опытного, до и очень одаренного живописца. Она чрезвычайно работоспособна: за тринадцать лет в ее активе—восемьсот картин; это громадное число почти целиком вошло на выставку, которая подводит итоги ее тринадцатилетней работе! Она чрезвычайно модернистична: с ее картин смотрят все эстетические «—из ы», какие только выдвигались за последние полтора десятилетия. «Одаренность, работоспособность, современность», — эта триада могла бы, казалось, создать из Гончаровой явление совершенно индивидуальное и цельное, со своими особенным, ни на кого не похожим, «гончаровским» лицом.А между тем действительность иная. Есть у Гончаровой одно свойство, которое проложилось трещиной через все ее творчество.
Это свойство — эклектизм, выраженный столь же напряженно, что и все остальные черты творчества этой художницы, — эклектизм, ставший системой. Если кто из художников и может повторить брюсовския строки «Мне близки все мечты мне дороги все речи и всем богам я посвящаю стих», это—прежде всего Гончарова. Пройдитесь по выставке н вы увидите, что ея творчество какое-то «полосатое»: полоска импрессионизма, полоска примитивизма, полоска кубизма, — полоски, полоски, полоски, создающие рябь, заставляющие в глазах зрителя Гончарову двоиться, троиться, четвериться на целый ряд Гончаровых, каждая с иными художественными теориями и убеждениями, одинаково страстно исповедуемыми и друг другу враждебными в своей исключительности. Нет такого течения, нет такой крупной художественной индивидуальности, которых не отразила бы Гончарова; а переходов, связей между всеми ними у нее нет. Художница лишена высшей печати индивидуальности, той преемственности творчества, которая сделала бы из работ Гончаровой одно единое целое. Ея творчество не знает органического развития, а знает лишь простое сосуществование разнородных, пусть прекрасных, частей, между которыми — незаполненная пустота.
Причина этого «порока эклектизма» лежит в той исключительной модернистичиности гончаровского творчества, которую я отметил выше. Эта черта властнее всех остальных. Художественная работа Гончаровой всегда «злободневна». Что бы ни носилось в воздухе, какие бы лозунги ни выкидывал сегодняшний день, — все она ловит налету и претворяет в живопись. Гонимой художественными тревогами дня, спешащей дать «на всякий звук свой отклик», ей некогда остановиться, пораздумать, вглядеться глубже, исчерпать до дна.
А между тем большая «разборчивость» в своих эстетических увлечениях спасла бы Гончарову от многих тупиков, куда занес ее безоглядный модернизм. Эстетическая вдумчивость, художественный такт заставил бы ее отказаться от пресловутого «лучизма», и от эксцессов футуризма, и от всей прочей «абракадабры», которой на выставке она платит такую щедрую дань. Но чувство меры для Гончаровой непонятно и чуждо, а это значит, что ея творчеству никогда не суждено избыть своей губительной трещины.

Россций.


1901

1902

1903

1904

1905

1906

1907

1908

1909

1910

1911

1912

1913

1914

1915



Добавить на Facebook

Оставить комментарий

На главную


Свободное использование материалов "Газетных старостей" в Интернете, приветствуется при желательном указании авторства "Газетных старостей" и активной ссылке на "http://starosti.ru"

Что пьют русские писатели?

В Японии

японская война
Казенка №1

Юбилей дяди Гиляя



по страницам  Брачной Газеты

Убийство португальского короля.

Всеобщий Русский Календарь на 1910 год

300 бритых старух

Наследство гетмана

Принцесса-убийца

Кому муж нужен?

Долой ЯТЬ

Как ловили японских  шпионов

Хроника ХУДОЖЕСТВЕННОГО скандала
Утка по-петербургски

Новогодний прогноз

Как добывали  деньги на революцию

Кое-что за предыдущие года

Наш  человек в Японии

Кое что сбылось!

Яндекс цитирования