| |
|
14 (01) октября 1913 годаВыставка картин Н. С. Гончаровой.Если бы среди русских модернистов нужно было назвать самого одаренного, самого работоспособного и самого «модернистичного»,—пришлось бы назвать Гончарову. Что Гончарова очень талантлива, это—несомненно. У нее хватает дарования создавать вещи, равные но ценности тому, что дал в лучших своих достижениях западный модернизм. Если подавляющее большинство русских модернистов лишь уныло плетутся в хвосте иноземных школ, неизменно обнаруживая все признаки эпигонства, то Гончарова в этом смысле -— не эпигон. Мы можем отдать ей должное: ее импрессионизм, примитивизм, кубизм, футуризм и пр., и пр. —высокого достоинства и «не посрамят земли русской». Ее манера вести контур и класть краску, ее «pаte», обличают не только опытного, до и очень одаренного живописца. Она чрезвычайно работоспособна: за тринадцать лет в ее активе—восемьсот картин; это громадное число почти целиком вошло на выставку, которая подводит итоги ее тринадцатилетней работе! Она чрезвычайно модернистична: с ее картин смотрят все эстетические «—из ы», какие только выдвигались за последние полтора десятилетия. «Одаренность, работоспособность, современность», — эта триада могла бы, казалось, создать из Гончаровой явление совершенно индивидуальное и цельное, со своими особенным, ни на кого не похожим, «гончаровским» лицом.А между тем действительность иная. Есть у Гончаровой одно свойство, которое проложилось трещиной через все ее творчество.Это свойство — эклектизм, выраженный столь же напряженно, что и все остальные черты творчества этой художницы, — эклектизм, ставший системой. Если кто из художников и может повторить брюсовския строки «Мне близки все мечты мне дороги все речи и всем богам я посвящаю стих», это—прежде всего Гончарова. Пройдитесь по выставке н вы увидите, что ея творчество какое-то «полосатое»: полоска импрессионизма, полоска примитивизма, полоска кубизма, — полоски, полоски, полоски, создающие рябь, заставляющие в глазах зрителя Гончарову двоиться, троиться, четвериться на целый ряд Гончаровых, каждая с иными художественными теориями и убеждениями, одинаково страстно исповедуемыми и друг другу враждебными в своей исключительности. Нет такого течения, нет такой крупной художественной индивидуальности, которых не отразила бы Гончарова; а переходов, связей между всеми ними у нее нет. Художница лишена высшей печати индивидуальности, той преемственности творчества, которая сделала бы из работ Гончаровой одно единое целое. Ея творчество не знает органического развития, а знает лишь простое сосуществование разнородных, пусть прекрасных, частей, между которыми — незаполненная пустота. Причина этого «порока эклектизма» лежит в той исключительной модернистичиности гончаровского творчества, которую я отметил выше. Эта черта властнее всех остальных. Художественная работа Гончаровой всегда «злободневна». Что бы ни носилось в воздухе, какие бы лозунги ни выкидывал сегодняшний день, — все она ловит налету и претворяет в живопись. Гонимой художественными тревогами дня, спешащей дать «на всякий звук свой отклик», ей некогда остановиться, пораздумать, вглядеться глубже, исчерпать до дна. А между тем большая «разборчивость» в своих эстетических увлечениях спасла бы Гончарову от многих тупиков, куда занес ее безоглядный модернизм. Эстетическая вдумчивость, художественный такт заставил бы ее отказаться от пресловутого «лучизма», и от эксцессов футуризма, и от всей прочей «абракадабры», которой на выставке она платит такую щедрую дань. Но чувство меры для Гончаровой непонятно и чуждо, а это значит, что ея творчеству никогда не суждено избыть своей губительной трещины. Россций.
Добавить на Facebook Оставить комментарийНа главнуюСвободное использование материалов "Газетных старостей" в Интернете, приветствуется при желательном указании авторства "Газетных старостей" и активной ссылке на "http://starosti.ru" |
|