В только что вышедшей книжке „Голоса Минувшего“ А.А.Пеликан дает некоторые новые сведения о смерти императора Николая I. Дед автора воспоминаний был в близких отношениях с лейб-медиком Николая I, Мандтом, который вскоре после смерти государи исчез с петербургского горизонта. По словам деда автора воспоминаний, Мандт дал желавшему во что бы то ни стало покончить с собой яду, от которого он и умер.
Смерть Николая I вызвала тогда большее толки в обществе. Мандта осуждали, как врача, который должен был охранять жизнь, а не уничтожать ее. „Находим, — пишет А. А. Пеликан, — что Мандт обязан был скорее пожертвовать своим положением, даже своею жизнью, чем исполнить волю монарха и привести ему яду. Дед находил такие суждения слишком прямолинейными. По его словам, отказать Николаю в его требовании никто бы не осмелился. Да такой отказ привел бы еще к большему скандалу. Самовластный император достиг бы своей цели и без помощи Мавдта: он нашел бы иной способ покончить с собой и, возможно, более заметный. Николай I предпочел смерть подписанию унизительного мира... Безгранично гордый и самолюбивый, Николай но мог колебаться и сохранить жизнь ценою позора...”
Вальзамирование тела государя поручено было анатому Венцелю Груберу. Этот известный в то время ученый отличался большой наивностью в житейских делах. О вскрытии тела покойного Государя он составил протокол и, найдя последний интересным в судебно-медицинском отношении, опубликовал его в Германии. За это оп был посажен в Петропавловскую крепость, из которой его друзьям только с трудом удалось освободить его, доказав, что он действовал безо всякого злого умысла.
Свободное использование материалов "Газетных старостей" в Интернете, приветствуется при желательном указании авторства "Газетных старостей" и активной ссылке на "http://starosti.ru"