| |
|
19 (06) ноября 1920 годаЧем провинились шаманы?Якутский отдел управления губревкома издал постановление о беспощадной борьбе с шаманством: приказал отнимать у шаманов их шаманские одеяния, бубны и символические изображения, которыми они увешивают себя. Все это под угрозой штрафов и арестов.Ни с какой стороны нельзя назвать это решение правильным в Советском государстве. Я лично очень близко знаком c так называемой «черной верой» - шаманством, с которым беспощадную борьбу вело царское правительство, как с «язычеством». Но что собственно такого особенного в этой «чрезвычайной вере», что ее надо преследовать штрафами и арестами? В Якутском музее стоит за стеклом великолепно сделанная фигура шамана (ее выделала окончивший самоубийством бывший ссыльный Андрей Сонат.у... (? неразб.) Якуты ходят в музей и притоптывают ногами около витрины. Деревянные половицы дрожат и заставляют тихонько вздрагивать всю фигуру с десятками всевозможных символических подвесок. Кажется, - вот, вот сейчас ударит смуглая, скуластая, подвижная, изможденна я фигура в бубен и закружится в пляске, то изображая гагару, то других животных. Суеверным страхом смотрят на фигуру якуты. Как то русский священник сказал презрительно шарлатан! А в ответ ему якут очень резонно отрезал: твой товарищ! Это совершенно правильный ответ, совершенно правильное определение роли шамана: он такую же роль играет, как русский поп, как еврейский раввин, как ксендз, как мулла. Если попу можно носить крест и шаманить кадилом, кружится в алтаре, иметь сотни всяких символических украшений; если не преследуются символические семисвечники и целый ряд религиозных обрядов, вроде обрезания крайней плоти и проч. и проч. то почему надо отнимать символические изображения, - деревянные, железные и медные фигуры ворона, гагары, орла, чирка, рыбы, горностая, медведя, солнца и т.д? Это распоряжение должно быть отменено, так как оно противоречит декрету об отделении церкви от государства. Что же, скажут якутские товарищи – значит не надо бороться с шаманством, с этим грубейшим суеверием, опутывающим умы забитой темной якутской массы? Конечно, надо бороться, но не теми средствами, каким боролись русские попы, так как они видели в шаманах своих конкурентов. Шаман отбивал доход у попа, и поп с ним боролся. А советская власть и коммунистическая партия борются и с шаманом, и с раввином, с муллой и с попом иными средствам: культурно-просветительной работой, распространением точного знания и полным экономическим раскрепощением. Это единственно верный путь, на который должны стать и наши якутские товарищи. Только слабость сил и организации могли подсказать им такое неправильное решение, которое они приняли. Е.Я.
Добавить на Facebook Оставить комментарийНа главнуюСвободное использование материалов "Газетных старостей" в Интернете, приветствуется при желательном указании авторства "Газетных старостей" и активной ссылке на "http://starosti.ru" |
|