| |
![]() ![]() |
![]()
Блок01 августа (19 июля) 1907 года![]() Судебные вестиПредстоит разбирательство интересного судебного дела. В июльской книжке журнала «Трудовой путь» (бывший «Журнал для всех») было помещено стихотворение поэта-декадента Александра Блока. Стихотворение начиналось словамичто хочу и не смею убить. В этой фразе прокурор усмотрел призыв к преступному деянию, и против редактора «Трудового Пути» возбуждено преследование по четвертому пункту 129 статьи. Дело передано в петербургскую судебную палату, и июльская книжка «Трудового Пути» конфискована. 14 (01) февраля 1908 года![]() 31 (18) марта 1908 года![]() Лекция А.БлокаВо вторник, 18-го марта, в зале театрального клуба прочтет лекцию А.Блок о театре, взаимоотношениях драматурга, актера и режиссера, писателе и старом актере, «переходной эпохе» в театре, выходе театра из современного положения, «народном» театре и «мелодраме».Начало в 8 часов. Билеты в кассе клуба. 09 мая (26 апреля) 1908 года![]() СЦЕНАВечер «нового» искусства. Масса любопытных. Было обещано очень много «незаурядного». Например после знаменитых «курантов любви» Кузмина было обещано показать поэтов и писателей-модерн в обстановке модерн. Публика совершенно не знала как ей понимать то, что было устроено на сцене под громким аншлагом «Cabaret artistique».Публика и хлопала, и кричала и хохотала и свистала, когда один за другим выходили на эстраду гг. Рукавишников, Соллогуб, Потемкин, Кузмин, Блок и «читали». Особенно вразумительно читал Рукавишников; делая страшное лицо, завывал, топал ногами, громко выкрикивал свои стихи, очень забавные и малопонятные. Очень забавлял публику Кузмин, одетый в странного фасона синий катан и нежничавший с каким-то нарумяненным, вертлявым франтом, в бархатной цветной рубашке навыпуск. Прив.-доцент Аничков не мало удивлял публику своей размалеванной физиономией. В этом ломанье авторов известных и неизвестных перед толпой было что-то дикое, пошлое и досадное. А с искусством, как новым, так и старым не имело все это ровно ничего общего. 09 августа (27 июля) 1908 года![]() У РАМПЫАлександр Блок закончил новую символическую пьесу «Белый дом». Общая идея пьесы – сознание поэтом своего долга перед родиной и служение ей. Герой пьесы, поэт Герман, ведет уединенную и замкнутую жизнь с женой в Белом доме, стоящем далеко на вершинах, отдаленно от земной суеты. Но влекомый не сознанным еще стремлением, уходит из Белого дома, спускается в долины. Герман попадает на всероссийскую выставку: тут все, что создано современной культурой; в ее великолепных дворцах экспонируется грандиозные технические изобретения, машины, летальные снаряды и т.д. Тут же и ярмарка, запруженная народом, уставленная балаганами, где выступают паяцы, клоуны и т.д. Здесь Герман встречает певицу Фаину, гордую и порывистую, как вольная свободная стихия, женщину. Это символ освобожденной Руси. Фаина поет песнь Судьбы, и Герман влюбляется в нее. При Фаине состоит какой-то толстый, безобразный человек, держащий ее под свой властью. Но Фаина освобождается от него, и в золотом осеннем поле происходит встреча ее с поэтом. Герман забывает о Белом доме, об оставленной жене и отдает себя Фаине, отдает свое творчество волной стихии. Наступающая зима закрепляет и освящает своими снежными оковами верность поэта свободе. Таково содержание новой пьесы А.Блока. Автор получил уже согласие московского Художественного театра на постановку «Белого дома».24 (11) января 1909 годаЕще немного пародийА.Блок«И веют древними поверьямиЕе упругие шелка, И шляпа с траурными перьями, И в кольцах узкая рука»; Дыша восточными преданьями, А кислородом не дыша, Скользит бесшумно между зданьями Ее старинная душа, И ей навстречу отголосками Летят фантазии веков С давно забытыми прическами На желтом фоне черепов; Она вдыхает запах древности, В ней зажигают страстью кровь И сила дикая их ревности И их красивая любовь... Что – мы со взвешенными ласками И с неспособностью любить?! Связала дух ее со сказками Тоски неведомая нить, - И оттого в зубах сверкающих Таится смутная печаль, И веет мукой сказок тающих Их белоснежная эмаль. 11 апреля (29 марта) 1909 года![]() Ночь - как ночь, и улица пустынна. Так всегда! Для кого же ты была невинна И горда? Лишь сырая каплет мгла с карнизов. Я и сам Собираюсь бросить злобный вызов Небесам. Все на свете, все на свете знают: Счастья нет. И который раз в руках сжимают Пистолет! И который раз, смеясь и плача, Вновь живут! День - как день; ведь решена задача: Все умрут. Александр Блок 05 марта (21 февраля) 1912 года![]() Литературные ракушки.Поэзия-modern... Из последней книжки Александра Блока.Кто даст мне жизнь? Потомок дожа, Купец, рыбак или иерей (Еврей?), В грядущем мраке делит ложе С грядущей матерью моей? Быть может, венецейской девы Канцоной нежной слух пленя, Отец грядущий сквозь напевы Уже предчувствует меня? Обо всем спрашивали поэты, все воспели. Но воспеть собственное зачатие - этого, кажется, никому еще не приходило в голову. Надо отдать справедливость Ал. Блоку – он побил своего рода рекорд поэтической беспардонности. 01 июля (18 июня) 1913 года![]() ![]() Александр Блок. 07 января (25 декабря) 1916 года![]() ![]() <...> 15 (02) декабря 1917 года![]() Поэт Блок.Комитету спасения родины и революции телеграфируют, что в Клинском уезде, Московской губернии, разграблено и разгромлено имение поэта Блока «Шахматово» Грабители изрубили всю мебель в комнатах, искрошили все рукописи в письменном столе в мелкие кусочки, С окрестным населением у обитателей этого имения были всегда исключительно хорошие отношения.«У.Р.» 18 (05) марта 1918 года![]() «Гимназия для журналистов».В Петрограде на-днях открылась особая школа для журналистов. В ней будут обучать технике репортажа, хроники и вообще газетной работе. Курс школы трехмесячный.Директор этой «гимназии для журналистов» состоит известный критик Петр Пильский. Среди преподавателей – А.И.Куприн, А.А.Измайлов, А.Блок и др. Первую вступительную лекцию прочел проф. Ф.Зелинский, сообщивший свои взгляды на этику журнализма. В школе насчитывается уже до 70 человек. Главным образом учащаяся молодежь, но есть рабочие, конторщики и др. 17 (04) июня 1918 года![]() Революция и поэзия.Революция и поэзия. Для поэзии время войны и революции——эпоха бесплодия и потери чувства стиля. Темы громадны, все кипит и жжет, все мчится сломя голову но искусство, где высокое создание возникает „lentememt, lentement comme le soleil”, молчит и ждет времени созидания и покоя. Попытки „революционной” поэзии до сих пор оканчивались жалкой неудачей—в них нет остроты внутреннего зрения и вдохновенности.И вот первую поэму о революции „ Двенадцать” написал Александр Блок. Он, певший нам о „Прекрасной Даме”, о чарах белой ночи, о монастыре св. Франциска, таинственных, мелькающих масках . он певучий, нежный, одинокий—неожиданно заговорил о страшной, кровавой были наших дней. В чуждой стихии душевного одичания поэт являет, помимо своей воли, настоящее свое лицо. Хочет славословить и не может — и меж тусклых, „программных” строк вдруг вспыхивает очищающее пламя вдохновения Что нынче невеселый Товарищ поп?.. «Товарищ, винтовку держи, не трусь»! Пальнем-ка пулей в Святую Русь— В кондовую, В избяную, В толстозадую... Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем, Мировой пожар в крови— Господи, благослови!» И там идут двенадцать „без имени святого”, которым „на спину надо-б бубновый туз”... И под плач вьюги, звенит припев какой-то нудной балалайки: «Эх, эх, поблуди! Сердце екнуло в груди»! Раскрывается разгадка страшных днейь—ьмного шуму, еще больше крови, еще больше беспутства и насилия—и все-таки «Ох ты горе-горькое! Скука скучная, Смертная!». Запутался бедный поэт в „переулочках глухих”, запутался в сетях лживых обещаний и пустых надежд, .остались ему лишь горькие вопли, лишь косноязычные намеки. Димитрий Крючков. 25 (12) октября 1920 года![]() Литературный вечер.Сегодня в «Доме Искусств» состоялся первый литературный вечер книгоиздательства «Алконост» под общим названием «Записки мечтателей». Участвуют Александр Блок, писатель Замятин и другие.
На главную.Все права защищены и охраняются законом. Свободное некоммерческое использование материалов "Газетных старостей" в Интернете, допускается при условии указания авторства "Газетных старостей" и активной ссылки на "http://starosti.ru" Печатное использование только с согласия автора-составителя. |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |