| |
|
Блок01 августа (19 июля) 1907 годаСудебные вестиПредстоит разбирательство интересного судебного дела. В июльской книжке журнала «Трудовой путь» (бывший «Журнал для всех») было помещено стихотворение поэта-декадента Александра Блока. Стихотворение начиналось словамичто хочу и не смею убить. В этой фразе прокурор усмотрел призыв к преступному деянию, и против редактора «Трудового Пути» возбуждено преследование по четвертому пункту 129 статьи. Дело передано в петербургскую судебную палату, и июльская книжка «Трудового Пути» конфискована. 14 (01) февраля 1908 года31 (18) марта 1908 годаЛекция А.БлокаВо вторник, 18-го марта, в зале театрального клуба прочтет лекцию А.Блок о театре, взаимоотношениях драматурга, актера и режиссера, писателе и старом актере, «переходной эпохе» в театре, выходе театра из современного положения, «народном» театре и «мелодраме».Начало в 8 часов. Билеты в кассе клуба. 09 мая (26 апреля) 1908 годаСЦЕНАВечер «нового» искусства. Масса любопытных. Было обещано очень много «незаурядного». Например после знаменитых «курантов любви» Кузмина было обещано показать поэтов и писателей-модерн в обстановке модерн. Публика совершенно не знала как ей понимать то, что было устроено на сцене под громким аншлагом «Cabaret artistique».Публика и хлопала, и кричала и хохотала и свистала, когда один за другим выходили на эстраду гг. Рукавишников, Соллогуб, Потемкин, Кузмин, Блок и «читали». Особенно вразумительно читал Рукавишников; делая страшное лицо, завывал, топал ногами, громко выкрикивал свои стихи, очень забавные и малопонятные. Очень забавлял публику Кузмин, одетый в странного фасона синий катан и нежничавший с каким-то нарумяненным, вертлявым франтом, в бархатной цветной рубашке навыпуск. Прив.-доцент Аничков не мало удивлял публику своей размалеванной физиономией. В этом ломанье авторов известных и неизвестных перед толпой было что-то дикое, пошлое и досадное. А с искусством, как новым, так и старым не имело все это ровно ничего общего. 09 августа (27 июля) 1908 годаУ РАМПЫАлександр Блок закончил новую символическую пьесу «Белый дом». Общая идея пьесы – сознание поэтом своего долга перед родиной и служение ей. Герой пьесы, поэт Герман, ведет уединенную и замкнутую жизнь с женой в Белом доме, стоящем далеко на вершинах, отдаленно от земной суеты. Но влекомый не сознанным еще стремлением, уходит из Белого дома, спускается в долины. Герман попадает на всероссийскую выставку: тут все, что создано современной культурой; в ее великолепных дворцах экспонируется грандиозные технические изобретения, машины, летальные снаряды и т.д. Тут же и ярмарка, запруженная народом, уставленная балаганами, где выступают паяцы, клоуны и т.д. Здесь Герман встречает певицу Фаину, гордую и порывистую, как вольная свободная стихия, женщину. Это символ освобожденной Руси. Фаина поет песнь Судьбы, и Герман влюбляется в нее. При Фаине состоит какой-то толстый, безобразный человек, держащий ее под свой властью. Но Фаина освобождается от него, и в золотом осеннем поле происходит встреча ее с поэтом. Герман забывает о Белом доме, об оставленной жене и отдает себя Фаине, отдает свое творчество волной стихии. Наступающая зима закрепляет и освящает своими снежными оковами верность поэта свободе. Таково содержание новой пьесы А.Блока. Автор получил уже согласие московского Художественного театра на постановку «Белого дома».24 (11) января 1909 годаЕще немного пародийА.Блок«И веют древними поверьямиЕе упругие шелка, И шляпа с траурными перьями, И в кольцах узкая рука»; Дыша восточными преданьями, А кислородом не дыша, Скользит бесшумно между зданьями Ее старинная душа, И ей навстречу отголосками Летят фантазии веков С давно забытыми прическами На желтом фоне черепов; Она вдыхает запах древности, В ней зажигают страстью кровь И сила дикая их ревности И их красивая любовь... Что – мы со взвешенными ласками И с неспособностью любить?! Связала дух ее со сказками Тоски неведомая нить, - И оттого в зубах сверкающих Таится смутная печаль, И веет мукой сказок тающих Их белоснежная эмаль. 11 апреля (29 марта) 1909 годаНочь - как ночь, и улица пустынна. Так всегда! Для кого же ты была невинна И горда? Лишь сырая каплет мгла с карнизов. Я и сам Собираюсь бросить злобный вызов Небесам. Все на свете, все на свете знают: Счастья нет. И который раз в руках сжимают Пистолет! И который раз, смеясь и плача, Вновь живут! День - как день; ведь решена задача: Все умрут. Александр Блок 05 марта (21 февраля) 1912 годаЛитературные ракушки.Поэзия-modern... Из последней книжки Александра Блока.Кто даст мне жизнь? Потомок дожа, Купец, рыбак или иерей (Еврей?), В грядущем мраке делит ложе С грядущей матерью моей? Быть может, венецейской девы Канцоной нежной слух пленя, Отец грядущий сквозь напевы Уже предчувствует меня? Обо всем спрашивали поэты, все воспели. Но воспеть собственное зачатие - этого, кажется, никому еще не приходило в голову. Надо отдать справедливость Ал. Блоку – он побил своего рода рекорд поэтической беспардонности. 01 июля (18 июня) 1913 годаАлександр Блок. 07 января (25 декабря) 1916 года<...> 15 (02) декабря 1917 годаПоэт Блок.Комитету спасения родины и революции телеграфируют, что в Клинском уезде, Московской губернии, разграблено и разгромлено имение поэта Блока «Шахматово» Грабители изрубили всю мебель в комнатах, искрошили все рукописи в письменном столе в мелкие кусочки, С окрестным населением у обитателей этого имения были всегда исключительно хорошие отношения.«У.Р.» 18 (05) марта 1918 года«Гимназия для журналистов».В Петрограде на-днях открылась особая школа для журналистов. В ней будут обучать технике репортажа, хроники и вообще газетной работе. Курс школы трехмесячный.Директор этой «гимназии для журналистов» состоит известный критик Петр Пильский. Среди преподавателей – А.И.Куприн, А.А.Измайлов, А.Блок и др. Первую вступительную лекцию прочел проф. Ф.Зелинский, сообщивший свои взгляды на этику журнализма. В школе насчитывается уже до 70 человек. Главным образом учащаяся молодежь, но есть рабочие, конторщики и др. 17 (04) июня 1918 годаРеволюция и поэзия.Революция и поэзия. Для поэзии время войны и революции——эпоха бесплодия и потери чувства стиля. Темы громадны, все кипит и жжет, все мчится сломя голову но искусство, где высокое создание возникает „lentememt, lentement comme le soleil”, молчит и ждет времени созидания и покоя. Попытки „революционной” поэзии до сих пор оканчивались жалкой неудачей—в них нет остроты внутреннего зрения и вдохновенности.И вот первую поэму о революции „ Двенадцать” написал Александр Блок. Он, певший нам о „Прекрасной Даме”, о чарах белой ночи, о монастыре св. Франциска, таинственных, мелькающих масках . он певучий, нежный, одинокий—неожиданно заговорил о страшной, кровавой были наших дней. В чуждой стихии душевного одичания поэт являет, помимо своей воли, настоящее свое лицо. Хочет славословить и не может — и меж тусклых, „программных” строк вдруг вспыхивает очищающее пламя вдохновения Что нынче невеселый Товарищ поп?.. «Товарищ, винтовку держи, не трусь»! Пальнем-ка пулей в Святую Русь— В кондовую, В избяную, В толстозадую... Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем, Мировой пожар в крови— Господи, благослови!» И там идут двенадцать „без имени святого”, которым „на спину надо-б бубновый туз”... И под плач вьюги, звенит припев какой-то нудной балалайки: «Эх, эх, поблуди! Сердце екнуло в груди»! Раскрывается разгадка страшных днейь—ьмного шуму, еще больше крови, еще больше беспутства и насилия—и все-таки «Ох ты горе-горькое! Скука скучная, Смертная!». Запутался бедный поэт в „переулочках глухих”, запутался в сетях лживых обещаний и пустых надежд, .остались ему лишь горькие вопли, лишь косноязычные намеки. Димитрий Крючков. 25 (12) октября 1920 годаЛитературный вечер.Сегодня в «Доме Искусств» состоялся первый литературный вечер книгоиздательства «Алконост» под общим названием «Записки мечтателей». Участвуют Александр Блок, писатель Замятин и другие.09 августа (27 июля) 1921 годаСМЕРТЬ АЛЕКСАНДРА БЛОКА.ПЕТРОГРАД, 8 августа. Вчера утром скончался поэт Александр Блок.А.А.Блок.Умер Александр Блок. Ушел в вечность последний трубадур «прекрасной дамы», запоздалый романтик, дорого заплативший за свой поздний приход в мир.Он жил в далекой прошлом. Он воскрешал образы мистических эпох, и новым волшебным светом озарял чувства и настроения, рожденные в иные времена, среди иных людей и иных стремлений. В его поэтической душе возникал призрачный мир, который кажется вдвойне призрачным, в наши суровые дни. Он ненавидел старый мещанский мир, и его мечтательная поэзия была обличением этого мира, который, по выражению Оскара Уайльда, мог простить преступнику, но -не прощал мечтателю. Его болезненно-чуткая душа трепетала среди пошлости буржуазного общества и искала выхода в мире несуществующего. Его романтизм всегда был больным, в его поэзии звучало мрачное отчаяние. Революция всколыхнула его, как некогда июльские дни разбудили Гейне. Впервые из-под его пера вылились слова, исполненные пламенной энергии н могучей веры. Поэт еще недавно восклицавший: «Исхода нет!», писал теперь в своих статьях об интеллигенции: «жизнь прекрасна». Он приветствовал все, и даже разрушение и ужасы, творимые революцией, во имя великой очищающей силы ее, приветствовал «варваров», осквернявших прогнившие святыни, и призывал интеллигенцию принять революцию целиком со всеми ее пугающими и отталкивающими сторонами: «Дворец разрушенный - не дворец. Кремль, стираемый с лица земли, — не кремль. Царь, сам сваливающийся с престола, — не царь. Кремли у нас в сердце, царь в голове. Вечные формы, нам открывшиеся, отнимаются только вместе с сердцем и головой»... «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте революцию», «Двенадцать» — самое волнующее и загадочное произведение, рожденное революцией, — поэма, переведенная на все главные европейские языки, породившая многотомную зарубежную и здешнюю литературу, вызвала озлобление в одних и энтузиазм в других. Одни видели в ней сатиру на революцию, другие — панегирик в честь этой последней. Но все понимали глубокую значительность поэмы и ее совершенно новую красоту. Помню первый приезд Блока в Москву в мае прошлого года. Еще цветущий и бодрый, читающий свои стихи перед аудиторией, переполнившей залу Политехнического музея. И второй приезд в мае нынешнего года. Худой, измученный, озлобленный, без веры и надежды, с опустошенной душой. Вспоминаю наши беседы и-споры, перечитываю его письма. Теперь его нет... Голубой цветок недолго мог вынести удары революционной бури. П. КОГАН. 13 августа (31 июля) 1921 годаПОХОРОНЫ А.БЛОКА.ПЕТРОГРАД, 12 августа. 10 августа состоялся вынос тела Александра Блока. Отдать долг покойному явилось много делегаций от литераторов, ученых, журналистов и артистов. За гробом следовала колесница с венками от различных организаций, товарищей и друзей покойного. Все время пел хор Академического театра. Блок похоронен на Смоленском кладбище. (РОСТА).19 (06) августа 1921 годаПохороны Александра Блока.Гельсингфорс, 15 авг. (соб. кор.).Похороны Александра Блока состоялись 10 августа на Смоленском кладбище. В «Доме литераторов» была устроена гражданская панихида. По словам официального сообщения «Правды», Александр Блок скончался после «тяжкой болезни сердца», на самом же деле смерть последовала от истощения. Блок заболел еще весною и два месяца лежал в постели. Его болезнь в свое время послужила одним из побудительных толчков к разрешению ввоза продовольствия для ученых. Памяти А.Блока.15 августа состоялось заседание кружка Лито, посвященное памяти А.Блока. Краткий доклад о творчестве Блока сделал т. Липский. Охарактеризовав его творчество, как непрерывный путь исканий новых путей в жизни, докладчик остановился на статьях Блок а о России и интеллигенции, из которых видно, что Блок еще в 1907 г. понимал, какая огромная пропасть лежит между народом и интеллигенцией. Доклад был закончен последними словами одной статьи Блока, написанной уже в период революции: «Всей душой, всем сердцем, всеми помыслами слушайте революцию».Затем т.т. Ба??н и Квятковский прочли свои стихотворения, посвященные памяти покойного поэта. Другими членами Лито было прочтено несколько стихотворений Блока. Заседание постановило устроить публичный вечер памяти Блока. На этом же заседании было получено известие о смерти члена Лито, сотрудника газеты «Красный Алтай» А.И.Жилякова. 21 (08) августа 1921 годаВЕЧЕР ПАМЯТИ А. БЛОКА.Сегодня в Доме Печати (Никитский бульвар, Д. 8) состоится вечер, посвященный памяти А. А Блоку. Вступительные слова скажут т.т.: А. В. Луначарский, П.С.Коган и В. Я. Брюсов. В вечере примут участие: Л. Сабанеев— «Блок в музыке»» Казимир Орлик—романсы, Я. Галицкий чтение. Подробности в программах. Входная плата—6,000 руб. в пользу голодающих. Начало в 8 час. веч.03 сентября (21 августа) 1921 годаЛитературный вечер памяти А.Блока.В Варшаве состоялся польско-русский литературный вечер, посвященный творчеству А.Блока. В вечере приняли участие поэты: г.г. Бандурский, Ивашкевич, Целина Морская (Меерзон), Слонимский, Тувим и артисты: г-жа Бучинская, Викторский, Мария Морская, Самойлова и др. Весь сбор с вечера был пожертвован на оказание помощи поэтам и писателям в России.12 сентября (30 августа) 1921 годаК кончине А.Блока.Как сообщают из Петрограда, А.Блок перед смертью пересмотрел все свои рукописи и оставил их своей жене в полном порядке. Последние недели перед смертью поэт находился в полунормальном состоянии, прерывавшемся минутами просветления. В эти минуты он усиленно работал над своими произведениями.13 марта (28 февраля) 1923 годаКОНЧИНА МАТЕРИ БЛОКА.Гельсингфорс, 8 марта (соб. кор.). Скончалась в Петрограде от грудной жабы мать А.А.Блока, А.А.Кублицкая-Пиотух, урожденная Бекетова. Похороны состоялись 28 февраля.
На главную.Все права защищены и охраняются законом. Свободное некоммерческое использование материалов "Газетных старостей" в Интернете, допускается при условии указания авторства "Газетных старостей" и активной ссылки на "http://starosti.ru" Печатное использование только с согласия автора-составителя. |
|