| |
|
орфография09 июня (27 мая) 1901 года
27 (14) апреля 1904 годаДневник публицистаСегодня я получил следующее письмо:"В Петербурге образовался кружок под названием "Азбука", который задался целью уничтожить букву "ять" в русском правописании простым способом: перестав ее писать. Вступающий в кружок тем самым обязуется писать без буквы "ять". Желающие "присоединиться к кружку благоволят свои: фамилию, имя и отчество сообщить последующему адресу: Петербург, Знаменская, 10, кв.3, Павлу Брюнелли". Вполне сочувствую целям кружка, я тотчас записался в него и потому отныне обязан писать без "ять", к чему приглашаю и всех моих читателей. Чем скорее будет изъята совершенно лишняя и ненужная буква, тем лучше и для школы и для жизни: в школе будет меньше шансов терять лишние годы, типографии сократят одну клетку в кассе наборщика, наборщики и в особенности корректора почувствуют громадное облегчение в исправлении корректур. Я нисколько не преувеличу, если скажу, что каждая газета, которая решится выбросить из обихода букву "ять", будет выходить на полчаса, если не целым часом ранее. <...> Итак, в добрый путь! да здравствует "безъятие"! путь же и в этом маленьком деле общественная инициатива пойдет впереди. <...> 28 (15) апреля 1904 годаМаленькие заметки<...> Подкомиссия комиссии орфографической, состоящая из академиков Ф.Е.Корша, Ф.Ф.Фортунатова, А.И.Соболевского, А.А.Шахматова и профессоров И.А.Бодуэна де-Куртенэ и Р.Ф. Брандта, взглянула на правописание с какой-то утилитарной и педагогической точки зрения: надо-де упростить орфографию, ибо есть в ней буквы, без коих можно обойтись. Педагога понять не трудно. Зачем буква "ять", которая доставляет детям в школе столько напрасных терзаний? Но ведь язык и его орфография создаются не для детей, а для народа. Св. Кирилл составлял славянскую азбуку не для одного школьного преподавания. <...>Впрочем, жизнь сама исправит грамматические промахи Академии. Не привилось же у нас правописание академика Грота. Не привьется, конечно, и новшество орфографической комиссии. Язык и литература имеют свои законы и ученные не могут изменить в них ни одной йоты. 01 мая (18 апреля) 1904 годаСлучайные заметкиОсобая комиссия при Академии наук ополчилась на половину букв русского алфавита и решила облегчить грамматику от излишнего орфографического багажа. Узнав о таком мудром решении комиссии, прежде всего, обрадовались ученики народных училищ, затем гимназисты младших классов, а вслед за ними вся необъятная великая безграмотная Русь.Уничтожение орфографических плевел, за которое с таким самоотвержением взялась академическая комиссия, знаменовало новую эру - и если комиссия, специально созданная для этого, будет также храбро продолжать начатое дело - грамматику можно будет окончательно изъять из обращения. Будем безграмотны! - решила эта милая комиссия и неукоснительно стремится к полнейшей нивелировке грамотных и безграмотных. До сих пор грамотные отличались от безграмотных только тем, что были знакомы с орфографией, писали не так как слышится слово в произношении, а так, как этого требует грамматика. Комиссия этого не хочет. По ее мнению, счастье России заключается в том, чтобы все были безграмотны. 03 мая (20 апреля) 1904 годаСветлые явленияГероиня дня - буква "ять". Не одна она. Говорят и о "Ъ" и "Ь" и о "фите", но главным образом говорят о букве "ять".Что это означает? Очевидно, сие означает, что у нас ни забот, ни тревог, что все идет великолепно и что ни думать, ни беспокоится не о чем. Когда самыми животрепещущими вопросами современности оказываются вопросов о том как писать: "сѣчь" или "сечь", тогда до очевидности ясно, что это изумительно счастливая и беззаботная современность. 21 (08) июня 1904 годаПострадавший за букву "ять"Наш читатель, железнодорожный служащий г. М сообщает нам о любопытной отметке сделанной начальником службы сборов на докладе подчиненного.Дело происходило в Петербурге. Сочувствующий изгнанию из письма буквы "ять", автор доклада обошелся без этой буквы, заменяя ее всюду буквой "Е". Начальник вспылил и, взяв перо, написал на полях доклада: "Прошу сообщить мне, безграмотен ли автор доклада, или он чересчур уж грамотен, употребляя вместо "ять" "Е"? В обоих случаях я рекомендую ему оставить службу". Результат "неожиданный". 26 (13) июля 1904 года12 апреля в Академии Наук начались занятия образованного вторым отделением Академии совещания по вопросу об упрощении русского правописания. Кроме академиков в совещании участвуют много приглашенных лиц: ученых, литераторов, а также педагогов. Совещанию придется обсудить вопрос, не нужно ли исключить из русского алфавита буквы "ять", "фиту", "ижицу" и "Ъ", а также, не удобно ли будет сохранить алфавите букву "i" как "йот", которого в нашей азбуке нет. <...> 27 (14) июля 1904 годаРеформа азбукиВчера открылось заседание комиссии по вопросу о русском правописании при академии наук. Дебатировался вопрос о том, изменить ли русскую азбуку или оставить ее в прежнем виде. <...>После продолжительных дебатов комиссия пришла к заключению изъять из русской азбуки "ять", <...> и "ъ". Какой из звуков - "i" десятиричное или "и" восьмиричное, должен быть изъят, пока не решено. <...> 28 (15) июля 1904 годаУ Толстого<...> - Ну а теперь я вам скажу о другом. Это мелочь конечно, но об этом столько говорят, что я уже давно хочу сказать по этому поводу несколько слов... О реформе правописания...Он минуту думает и затем решительно произносит: - По моему реформа эта нелепа... Да, да, нелепа... Это типичная выдумка ученых, которая, конечно, не может пройти в жизнь. Язык - это последствие жизни; он создался исторически и малейшая черточка в нем имеет свое особенное, осмысленное значение... Голос Льва Николаевича становится сердитым. - Человек не может и не смеет переделывать того, что создает жизнь; это бессмысленно - пытаться исправлять природу, бессмысленно... Говорят, гимназистам будет легче. Да, может быть, но зато нам будет труднее; да и им будет легче только писать, а читать они будут дольше, чем мы читаем... Для меня, например, очень трудно разбирать письма без твердого знака: сплошь да рядом читаешь и не знаешь, к какому слову отнести промежуточную букву: к предыдущему или к последующему... Ну, к этому еще можно привыкнуть; вы так и запишите: к отсутствию твердого знака можно привыкнуть... Что же касается уничтожению "э", "ять" и прочих подобных букв, то уж это нелепо... Это, как я уже сказал, упростит, может быть письмо, но зато безусловно удлинит процесс чтения: ведь мы только пишем по буквам, читаем же вовсе не по буквам, а по общему виду слов. Мы берем слово сразу нашим взглядом, не разбивая его на слога; и потому для всякого читающего каждое слово, обладая своеобразным написанием, имеет свою особую физиономию, которую ей создают именно эти "ять" и "э" И благодаря этой физиономии, я узнаю это слов, даже не вникая в него, как узнаю знакомое лицо, среди сотен других менее знакомых; и потому я такое слово воспринимаю легче других... Вот, я очень бегло читаю, так что вижу всегда несколько вперед; и если, например, впереди я вижу "ять" в слове "тень" то я уже знаю, что это именно "тень", а не "темя" или что либо другое; и зная, что это "тень", я уже предугадываю всю фразу, и мне это облегчает процесс чтения... Одним словом, благодаря таким "личным" признакам, которыми одарены слова при современном правописании я получаю возможность читать быстро. Если же написание станет однообразным, т.е. каждое слово лишится своих личных признаков, то узнавать мне его будет труднее и, конечно, читать я буду медленнее... Дело привычки, говорите вы? Это вот все говорят, но я отвечу вам вот что: привыкнуть к этому, действительно, можно и не трудно, но что процесс чтения от этого сделается медленнее, так это очевидно... А это было бы очень печально... <...> 11 октября (28 сентября) 1908 года
Упрощение русской орфографииУездное земство предлагает возбудить перед Императорской академией наук ходатайство об ускорении предпринятой несколько лет тому назад академией работы по упрощению орфографии.Мотивы этого ходатайства те же, которые приводились в одном из докладов уездного земства по данному вопросу, - выгоды практического преподавания. 11 марта (26 февраля) 1913 годаПротив орфографии.Два дня учителя школ Китайской Восточной и Уссурийской железных дорог, собравшись на последний январский съезд, ломали головы над нашей орфографией и наконец вынесли ей ультиматуму единогласно признав, что успешное обучение в школах русской речи и русской письменности является делом непреодолимым при современных устарелых формах орфографии, причиняющей вред делу просвещения. Чтоб одним ударом выбить врага из крепко занятой им цитадели, учителя решились на героическое средство. Они послали Академии Наук телеграмму, в которой писали: «Наступает великий в истории день 21 февраля 1913 года, когда вся Россия будет праздновать 800-летие ныне царствующего Дома Романовых. Седьмой съезд в Харбине учащих в школах всей Манчжурии и Уссурийской железной дороги обращается в Академию Наук с великой просьбой ознаменовать день 21 февраля 1913 г. и запечатлеть в памяти тысяч учителей, миллионов учащихся детей и их родителей великий юбилейный день освобождением русской орфографии от отживших букв и форм, в интересах духовного, умственного и физического развития учащихся и для блага и славы дорогой им родины.Что ответила им академия, неизвестно. Наверное ничего. 17 (04) января 1914 годаУпразднение буквы „Ѣ”.После оглашения резолюции четвертой секции кафедру занимает В.А.Герд, председатель пятой секции, занимавшейся разработкой вопроса о методике обучения.Оратор обращает внимание съезда на принятую секцией резолюцию об упрощении орфографии,— этого больного вопроса русского языка. Резолюция признает необходимым ходатайствовать перед академией наук о скорейшем пересмотре русской орфографии и желательности организации на местах возможно широкой агитации в пользу реформы. — Секция выражает пожелание, - говорит В.А.Герд, - чтобы современная печать теперь же, не ожидая реформы орфографии, практически приступила к ея упрощению, для чего в первую голову должны быть изъяты из употребления буквы «е», «о» и «Ѣ». Товарищ председателя, член Государственной Думы Е.П.Ковалевский, вследствие поступивших к нему запросов от участников съезда, объявляет что все тезисы резолюции будут разосланы на места вскоре после окончания съезда, независимо от помещения их в трудах съезда, которые выйдут в свет, может быть через год. 01 июня (19 мая) 1917 годаРеформа русскаго правописанiя.Министръ народнаго просвѣщенія Л. А, Мануиловъ обратился къ попечителямъ учебныхъ округовъ съ предложеніем сообшить подвѣдомственнымъ имъ начальникамъ среднихъ мужскихъ и женскихъ учебныхъ заведеній, а также директорамъ и инспекторамъ народныхъ училищъ о необходимости принять мѣры къ осуществленію реформы русскаго правопвисанiя съ начала учебнаго 1917—1918 года.Указывая, что въ ближайшее время министерство сообщитъ начальникамъ учебныхъ заведеній соображенія относительно практическаго осуществленія мѣропріятій по реформѣ русскаго правописанія, циркуляръ предлагаетъ принять къ руководству слѣдующіе основные пункты, касающіеся упрощенія русскаго правописанія. 1. Исключить букву «ѣ» съ послѣдовательною замѣною ея черезъ «е» (колено, вера, въ избе, кроме). Буква исключается изъ русскаго алфавита, потому, что «е» и «ѣ» въ настоящее время произносится одинаково, какъ въ литературной нашей рѣчи, такъ и въ подавляющемъ большинствѣ великорусскихъ говоровъ и, кромѣ того, въ весьма многихъ случаяхъ «ѣ» уже уступила мѣсто буквѣ «е», а также и потому, что буква «ѣ» во многихъ словахъ пишется не согласно съ етимологие и употребленіе и различеніе въ письмѣ «ѣ» и «е» сдѣлались одной изъ труднѣйшихъ частностей нашего правописания. 2. Исключить букву «ѳ» съ замѣною ея черезъ «ф». ((Фома, Афанасій, фимиамъ, кафедра), 3. Исключить букву «ъ» въ концѣ словъ и частей сложныхъ словъ (хлѣб, посол, меч, пять куч, контр адмирал), но сохранить ее въ серединѣ словъ, въ значении отдѣлительнаго знака (съемка, разъяснить, адъютант), 4. Исключить букву «i», съ замѣною ея черезъ «и», (учение, России, пиявка, Йоаннъ. высокий), 5. Признать желательнымъ, но не обязательнымъ употребленіе буквы «ё» (нёсъ, вёлъ всё). 6. Писать приставки «из, воз, вз, роз, раз, низ, без, чрез, через» передъ согласными и звонкими гласными с «з», но замѣнить «з» буквою «с» передъ глухими согласными в томъ числѣ и передь «с» (расстаться бе сполезно, чересполосица. 7. Писать въ родительномъ падежѣ прилагательныхъ, причастій и мѣестоимѣній «ого», «его», вмѣсто «аго» и «яго» (доброго, синего). 8. Писать въ именительномъ и винительномъ падежахъ множеетвенного числа женскаго и средняго рода прилагательныхъ, причастій и мѣстоимименій «ые», «ие» вмѣсто «ыя» и «ия» (добрые, какие), 9. Писать «они» вмѣсто «онѣ» въ именительномъ падежѣ множественнаго числа женскаго рода, 10. Писать въ женскомъ родѣ «одни, однихъ, однимъ, одними», вмѣсто «однѣ, однѣхъ, однѣмъ, однѣми», 11. Писать въ родительномъ падежѣ единственнаго числа мѣстоименія личнаго женскаго рода «ее» или её вмѣсто «ея». 12. При переносѣ ограничиться слѣдующими правилами: согласная (одна или послѣдняя въ группѣ согласныхъ) непосредственно передъ гласной, не должна быть отдѣляема отъ этой гласной, Равнымъ образомъ группа согласныхъ въ началѣ словъ не отдѣляется отъ гласной. Буква «й» передъ согласной не должна быть отдѣляема отъ предшествуемой гласной. Также конечная согласная, конечное «й» и группа согласныхъ на концѣ словъ не могутъ быть отдѣлены отъ предшествующей гласной При переносѣ словъ, имѣющихъ приставки, нельзя переносить въ слѣдующую строку согласную въ концѣ приставки, если эта согласная находится передъ согласной, напримѣръ, надлежитъ дѣлитъ «под-ходить», и не «по-дходить», «раз-вязать», а не «ра-звязать». 13. Допустить слитное и раздѣльное написаніе въ нарѣчiяхъ, составленныхъ изъ сложенія существительныхъ, прилагательныхъ и числительныхъ съ предлогами (всторонѣ и въ сторонѣ, втеченіе и въ теченiе). Кромѣ того предлагается 1) сохранить безъ измѣненія сушествующія теперь правила употребленія буквъ «о» и «е» послѣ «ч, ш, ж, щ, ц», и 2) сохранить букву «ь» во всѣхъ случаяхъ, гдѣ эта буква употребляется въ современном правописанiи (в частности — речь, вещь, прочь, режь, ходишь, настежь и т. д.). Примечание редакции. Печатаем этот указ о правописании с сохранением редакционной орфографии подлинника. 02 июня (20 мая) 1917 годаОтмена „ѣ”, „i“, „ъ" и др.Министр нар. просв. А. А. Мануилов обратился к попечителям учебных округов с предложением принять меры к осуществлению реформы русского правописания безотлагательно с начала будущего учебного года.Циркуляр предлагает произвести следующие изменения в правописании : 1. Исключить букву «ѣ» с последовательною заменою ее значком «е». 2. Исключить букву «ѳ» и заменить ее «ф». 3. Исключить букву «ъ» в конце слов и частей сланных слов (хлеб, контр-адмирал), но сохранять ее в середине слов в значении отделительного знака (съемка, разъяснить). 4. Исключить букву «i» с заменой ее через «и» (учение, Россия). 5. Писать в родительном падеже прилагательных, причастий н местоимений «ого», «его» вместо «аго» и «яго» (доброго, синего). 6. Писать «они» вместо «оне» для женского рода. 7. Писать в род. пад. «ее» вместо «ея» ; И это дело! В такое-то время! Можно подумать, что перед нами резолюция, принятая на митинге объединенных первоклассников! Любопытно, что исключено более удобное: «i»... — Почему отдано предпочтете широкому и неуклюжему «и»? - опрашивают. — А за неблагонамеренность... — ?!.. — У нас не любят точек над «i»... А оно с точкой. Ето верно. Ибо вся наша жизнь превратилась бы в многоточие... 10 июня (28 мая) 1917 годаИВАНОВ ПАВЕЛ ТОРЖЕСТВУЕТ!.. Ориг. рис. С.П.Попова. 25 (12) октября 1917 годаНовое правописание.При обществе распространения технических знаний, по инициативе комиссии преподавателей русского языка, решено организовать специальную лигу распространения нового правописания в которую предположено привлечь всех лиц, преданных и интересующихся проведением в жизнь нового упрощенного правописания. Лига ставит своими задачами организации публичных лекций, бесед с родителями, с учениками старших классов, издании нового справочника по упрощенному правописанию и пр.30 (17) октября 1918 годаСтрашный сон школяра,который уже больше не повторится.
На главную.Все права защищены и охраняются законом. Свободное некоммерческое использование материалов "Газетных старостей" в Интернете, допускается при условии указания авторства "Газетных старостей" и активной ссылки на "http://starosti.ru" Печатное использование только с согласия автора-составителя. |
|