| |
|
30 (17) января 1913 года
Порча репинской картины.Сегодня в городской художественной галерее имени братьев Третьяковых имел место акт дикого вандализма, совершенный сумасшедшим-маньяком.В 10 ½ час. утра один из посетителей галереи, неоднократно ее посещавший, изрезал знаменитую картину Репина - «Иоанн Грозный, убивающий своего сына», или как она названа по каталогу – «Иоанн Грозный и сын его Иван». Сумасшедший серповидным ножом садового типа сделал на картине три продольных разреза, от восьми до восьми с половиной вершков каждый. Так как лицо Грозного и его сына очень близко сходятся на картине, то один из порезов, пришедшийся именно в этом месте, испортил лица обеих фигур. Все это произошло меньше чем в пять секунд и очевидно, что предупредить это не было никакой возможности, хотя тут же стоял дежурный сторож, который немедленно обезоружил сумасшедшего. Показания служителей галереи о подробностях этого дикого поступка достаточно разноречивы, вероятно потому, что все слишком быстро произошло. Безумец, совершивший это бессмысленное преступление, оказался иконописцем Абрамом Абрамовичем Балашовым, 28 лет, хорошо известный администрации и служащим галереи. Он неоднократно бывал в Третьяковской галерее, смотрел картины, но никто не подозревал, что он человек ненормальный, так как он вел себя всегда скромно и вполне корректно. Пройдя несколько зал, он смотрел картину «Боярыня Морозова» и что-то шептал перед ней, а при входе в зал, где находится картина Репина «Иоанн Грозный», вдруг с неистовым криком бросился к картине, перескочил через барьер и шнур, ограждающие картину и со словами: «довольно крови» три раза полоснул картину ножом. Все это совершилось так быстро, что служитель, который следил за Балашовым и тут же бросился на него, не успел предотвратить удар ножом по картине, а только успел его обезоружить, когда разрезы были уже сделаны. Сумасшедшего сейчас же задержали и отвели в контору галереи до прибытия полиции. В конторе он все время сидел в крайне подавленном состоянии духа, неоднократно повторяя: «Господи, что я сделал», и закрывал лицо руками. Немедленно в галерею прибыл попечитель ее И.С.Остроухов, который из осмотра картины убедился в возможности реставрации, благодаря тому, что разрезы продольные. И.С. Остроухов немедленно телеграфировал по этому поводу знаменитому художнику И.Е.Репину, прося его приехать и помочь в реставрации ценной картины. Вызвал И.С.Остроухов из Петербурга также известного реставратора Богословского. Задержанный Балашов был допрошен помощником начальника сыскной полиции Андреевым, при чем давал ответы частью здравые, обдуманные, частью совершенно бессмысленные, и допрашивавшие его вынесли впечатление, что он во всяком случае человек ненормальный. Балашова сейчас же поместили в центральном полицейском для душевно-больных покое в целях исследования его умственных способностей. Любопытно отметить, что сестра Балашова, Иевлева, также душевнобольная и содержится в городской Алексеевской психиатрической больнице, где умер их брат Николай. На допросе Балашов объяснил, что он давно задумал изрезать картину. Вид у Балашова странный: не смотрит в глаза, говорит медленно, как бы подыскивая слова. Что касается личности Абрама Балашова, то он оказался старообрядцем, чем и объясняется, что он остановился перед картиной Репина (опечатк. – Сурикова) «Боярыня Морозова». Отец Балашова - богатый человек, имеет дом в Кладбищенском пер., он также иконописец по ремеслу. Живет он по старому завету и держит свою семью в большой строгости, стесняя ее в денежных средствах. Молодой Балашов служил в магазине Вострякова, торгующего старыми картинами и киотами. Когда молодой Балашов пришел в Третьяковскую галерею и остановился перед картиной «Боярыня Морозова», он показался подозрительным служащему Шейко, который стал за ним следить. Когда оба пришли в зал, где висят картины Репина, Шейко следовал за Балашовым на некотором расстоянии. Когда Балашов бросился к картине, то кроме слов: «Не надо крови», прокричал: «Довольно смертей, довольно крови». При попытке нанести картине четвертый удар, Шейко схватил Балашова. Удары были так сильны, что нож вонзился в перекладину подрамника. Все порезы вертикальные и параллельны между собой. Они имеют зигзагообразный вид. Ширина порезов - 1 дюйм. Самый большой порез идет из-под левого глаза царя Иоанна, минуя нос, который только немного задет, и уничтожает прав глаз царевича. Два другие пореза идут по правой щеке царя Иоанна. Вслед за поднявшейся суматохой в зал прибежал другой посетитель, бывший в соседнем зале, и на вопрос его: «Что вы сделали?» Балашов опять отвечал: «Довольно крови». Оказалось, что нож он купил сегодня в магазине Роберта Кенца. Представителям печати не показали картины, так как зал, в котором она находится, был немедленно изолирован запасными железными дверями. Фотограф галереи успел сделать снимок. Все сходятся однако на том, что реставрация вполне возможна. Репин прислал телеграмму, извещающую, что завтра утром он прибудет в Москву. А.А.Балашов, изрезавший картину Репина. Фото из газеты "Раннее Утро" 31 (18) января 1913 годаИ.Е.Репин в Третьяковской галерее.Вчера утром прибыл в Москву И.Е.Репин.Приезда Репина в Третьяковской галерее ожидают с нетерпением. Всех волнует одна мысль: как художник встретится со своим изуродованным детищем-картиной? Людям, знающим И.Е., хорошо известна нежная любовь его к своим работам. В канцелярии собралась небольшая группа художников, служащих и причастных к галерее лиц. Распахивается дверь из вестибюля ина пороге появляется И.Е. Первыми его словами были: - Где моя картина, где она?.. Служители открывают вход в зал заседаний попечительного совета, где временно помещена картина. Репин ступает твердыми шагами, на момент приостанавливается, но затем делает как-будто усилие и входит в зал. Репин с минуту стоит как окаменевший. Потом начинает метаться перед изуродованным полотном. - Боже, какой ужас, какое несчастие, - говорит он в отчаянии. Кто-то просит И,Е, успокоиться, сесть в кресло. - Нет, я уже сидел, спасибо. - Что же это такое? Да, ведь, это же непоправимо, - обращается И.Е. к И.С. Остроухову. Проходят томительные минуты, Наконец И.Е. соглашается, что повреждения все же поправимы. Художник будет реставрировать пострадавшую картину лично. Механические повреждения холста будут исправлены реставратором г. Богословским путем дублирования. Разрезанная картина И.Е.Репина «Иоанн Грозный и сын». С фот. С.Г.Смирнова. («Новое Время») 05 февраля (23 января) 1913 годаПорча картины И. Е. Репина.Преступник.А.А.Балашов, изрезавший в Третьяковской галерее картину И.Е.Репина «Иван Грозный и сын его Иван», до сих пор еще находится в центральном приемном покое для душевно-больных. Настроение больного чрезвычайно переменчивое. То он начинает страшно нервничать, оставляя полное впечатление душевно-больного, то внезапно успокаивается и тогда производит впечатление здорового человека. Хотя центральный приемный покой - учреждение, где душевно-больные находят только временный приют, однако, до сих пор срок пребывания Балашова в приемном покое не определен. Если бы было начато судебное следствие, то Балашова отправили бы >и в московскую окружную психиатрическую лечебницу. Но до сих пор никакого судебного дела против преступника не возбуждено. Вероятно, через несколько времени Балашов будет помещен в одну из городских больниц. Собственно говоря, формальных поводов к насильственному заключению Балашова в психиатрическую лечебницу в данном случае нет. Болезнь его такого рода, что если бы отец пожелал взять сына на поруки, никто не мог бы этому воспрепятствовать. Балашов не такой больной, чтобы пребывание его могло быть признано безусловно опасным для окружающих. Но, конечно, в виду исключительных обстоятельств, врачи употребят все усилия, чтобы Балашов был изолирован в лечебнице. Таково мнение врачей-психиатров, имевших возможность ознакомиться с болезненным состоянием Балашова. 07 февраля (25 января) 1913 годаРеставрация картины И.Е.Репина.Вчера с утренним поездом Николаевской жел. дороги приехал из Петербурга в Москву известный художник-реставратор Д.Ф.Богословский, который взял на себя ответственный труд по реставрированию изрезанной А.А.Балашовым знаменитой картины И.Е.Репина «Иван Грозный и его сын». Вчера же г. Богословский был в Третьяковской галерее и начал подготовительные работы.Искалеченный холст снят с подрамника и растянут на специально изготовленной доске. В виду того, что краски на картине страшно засохли и затвердели, г. Богословский прежде всего намерен особым составом размягчить их, сделать грунт эластичным. Затем уже под разорванные места будет подводиться новое полотно. После дублирования останется самая трудная часть работы—загрунтовка. Реставрация потребует, по всей вероятности, 3—4 недель кропотливой работы. Г. Богословский работает со своим помощником. 13 февраля (31 января) 1913 года
Спрос на открытки.В течение 10 последних дней в Петербурге раскупили все открытки с репродукцией картины И.Е.Репина, изрезанной в Москве. Оптовые торговцы открытками заброшены заказами по телеграфу из провинции, при чем дают двойную цену.Реставрация картины И.Е.Репина.Гениальная картина великого И.Е.Репина «Иоанн Грозный убивающий своего сына Иоанна», порезанная душевно-больным Балашовым, теперь тщательно реставрируется в особом помещении, отведенном при Третьяковской галерее.Известный реставратор Богословский энергично принялся за починку прорезанных мест в картине. Холст снят с подрамника и на больших бумажных листах растянут на полу. Несколько опытных помощников с необыкновенной тщательностью приготовляют особые пластыри для заклейки прорезов. Швы прорезов будут потом зашпаклеваны особой смесью, поверх которой сам автор пропишет поврежденные места. 15 (02) февраля 1913 годаРеставрация картины Репина.Работа по реставрации картины Репина идет усиленным темпом. Вчера был особенно серьезный день для работы—«большой день», как выразился художник-реставратор Богословский. Картина была перенесена на новый холст и натянута на специально заказанный подрамок со щитами. На этом подрамке картина будет настолько прочна, что ее нельзя будет прорезать даже с обратной стороны. Весь процесс дублирования прошел весьма благоприятно. Теперь потребуется несколько дней для просушки полотна, a затем уже Репин нанесешь свежие краски. Виновник порчи картины Балашов продолжает находиться в центральном приемном покое для душевно-больных. Ведет он себя тихо и чувствуете очень угнетенным. Его посещает отец. На днях он будет переведен в городскую больницу.20 (07) февраля 1913 годаРеставрация картины И.Е.Репина.Реставрация знаменитой картины И.Е.Репина-—« Иван Грозный и сын его Иван», изуродованной Балашовым, близится к концу. Художник Д.Ф.Богословский, приглашенный для исправления механических повреждений картины, рассчитывает закончить все работы, не позднее субботы, текущей недели.Картина уже дублирована на новый холст и вчера натянута на новый нодрамок. Исправление можно считать удавшимся. Механическая повреждения совершенно уничтожены, от них не осталось и следа.„ Остались лишь пробелы на тех местах, где краска от силы удара отвалилась. Исполняющий обязанности попечителя Третьяковской галереи И.С.Остроухов, только-что возвратившийся из Петербурга, где он виделся с И.Е.Репиным, сообщает, что И.Е. прибудет в Москву в середине февраля для завершения работ по реставрации. 26 (13) февраля 1913 года
Репин перед судом «Бубнового Валета».Сегодня в аудитории Политехнического музея состоялось собрание «Бубнового Валета» по поводу картины Репина «Иоанн Грозный». Огромный зал был переполнен публикой. В числе присутствовавших находился и И.Е.Репин. Собрание началось вступительным словом Марка Волошинова (Макса Волошина –С.С.) по поводу картины Репина. Волошинов говорил, что Репин в своей картине переступил рубежную грань и нашелся ценитель, который ее изрезал. Этот ценитель — Абрам Балашов. Волошинову картина Репина не по душе; он находит, что самые потоки крови на ней неестественны, и напоминает, что проф. Зернов и проф. Ланцев в Петербурге в свое время, когда была написана картина, утверждали, что от тех поранений, который получил царевич, кровь но могла течь в таком изобилии. По мнению Волошинова, картине Репина, которая конечно должна быть исправлена, место не в национальном музее, а в паноптикуме. Но если уж ее желают оставить в Третьяковской галерее, то пусть ее поставят в отдельную комнату и напишут: «Вход только для взрослых». Волошинов закончил свою речь утверждением, что он не знает, Репин ли - жертва Балашова, или Балашов — жертва Репина, так как давно можно было ожидать такого эксцесса при грубости картины. Репин попросил слова. Художник протестовал против разбора его картины по косточкам с техни- (ческой стороны? - страница оборвана. –С.С.(Крити-)куют, не заглядывая в душу его произведения. Видят кровь, но не видят, как на лице Иоанна Грозного с ужасом смешана, любовь к убитому сыну, не видят слезинки на глазах царевича, которая говорит о прощении и о примирении. Между прочим, Репин опять вернулся к тому, что весь поход против его картины - это дело партии, и результатом агитации этой партии является и подвиг Балашова. Эта партия открыто высказывается против всего русского, против всего национального. Речь Репина была покрыта частью аплодисментами, частью свистками. Репин ответил, что раз ему свистят, то он продолжать своей речи но будет. После Репина говорили целый ряд других ораторов из «Бубноваго Валета», но речи их были совершенно неинтересны. Диспут «бубновых валетов».(Вчера в Политехническом музее.)В большой аудитории музея собрались «бубновые валеты»: Развенчивать Репина. Гостящий сейчас в Москве И.Е. пожелал присутствовать при «надругании» над ним. Вошел в аудиторию в сопровождении реставратора Д.Ф.Богословского, художннков И.К.Крайтора и Комаровскаго. Скромно занял место на одной из верхних скамей амфитеатра. Добродушно улыбаясь, слушать доклад... Трудную задачу «разъяснить» Репина взял на себя Максимилиан Волошин. Докладчик вначале же отмежевался от «валетов». Но общий «врага» нашелся: Картина Репина «Иоанн Грозный». — В то время,—утверждает М.Волошин,-—как новая живопись, начиная с импрессионизма, реалистична, творчество Репина остается натуралистическим. А натурализм при изображении ужасного только повторяет несчастные случаи, копируя их. — Не Репин—жертва Балашова, —восклицает докладчик,—а Балашов—жертва репинской картины. И с пафосом заканчивает: — За 30 лет картина Репина принесла много вреда. И надо докончить дело, начатое Балашовым, не в смысле физического уничтожения картины, конечно. Ей не место в национальной картинной галерее! Третьяковская галерея поступила бы благоразумно, если бы пожертвовала ее в большой паноптикума!.. В отдельную комнату с надписью: «Вход только для взрослых!..» — Прошу несколько слов!—поднимается с места И.E.Репин. Взволнованно, с дрожью в голосе говорит старик: — Я не потерял времени, слушая автора. Человек образованный, интересный лектор, много знаний... но... тенденциозность, которой нельзя перенести. Я удивляюсь, как может образованный человек повторять весь слышанный вздор. Размахивая блокнотом, И. Е. опровергает обвинения в исторических и психологических неверностях картины. И с обидой протестует: — Передать картину в паноптикум — мысль, безнравственная для русского человека... Неправда, что говорят о картине. Наоборот, я наслушался столько хорошего о ней и странно мне, что русские люди хотят довершить деяние этого глупца Балашова. Я не подозреваю автора, в том, что он идеть по следам скверных источников... Легкое шипенье прерываешь И.Е. Обиженный художник обрывает речь и садится. Аплодисменты долго не умолкают в аудитории. С трудом удается поднявшемуся на кафедру оратору овладеть ее вниманием. Прения проходят под непрерывные хлопки и свистки. Хлопают сторонники «валетов», волнуются и кричать их противники. Сплошной хаос. «Экзотическое» настроение долго не пропадает. Максимилиан Волошин, громивший Репина на диспуте. На фотографии он изображен в «костюме богов». В таком виде он гулял в течение прошлого лета в Крыму, где этот снимок и сделан. «Раннее Утро» 28(15) февраля 1913 года. 02 марта (17 февраля) 1913 годаРеставрация картины И.Е.Репина.Сегодня И.Е.Репин заканчивает работу по восстановлению повреждений на реставрированной художником Д.Ф.Богословским картине «Иван Грозный и сын его Иван».Завершено ли теперь дело восстановления, — говорить И. Е.,— сказать трудно. Должен пройти известный срок, чтобы можно было судить об этом. Возможен целый ряд случайностей. Краска, положенная на поврежденные места холста, может дать иной оттенок. Во всяком случае, через два-три месяца это должно выясниться, и тогда, в случае какого-нибудь изменения, я вновь возьмусь за кисть, чтобы исправить беду. ---04 марта (19 февраля) 1913 года
Реставрация картины Репина.Сегодня решен вопрос о способе дальнейшего сохранения пострадавшей картины нашего знаменитого художника. Заводу Нечаева-Мальцева заказывается отлить совершенно белое стекло в размер полотна и только когда это стекло будет установлено, картину можно будет выставить вновь. Изготовление такого стекла займет немало времени. К тому же Репин выразил желание приехать еще через несколько недель, чтобы убедиться в том, что в зареставрированных местах краски нисколько не изменили своей тональности. Таким образом раньше осени картина вряд ли будет снова выставлена.13 марта (28 февраля) 1913 годаВ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ.Реставратором Д.В.Богословским, удачно закончившим восстановление изрезанной картины Репина – «Иоанн Грозный», реставрированы еще пять полотен: «Портрет Лопухиной» - Боровиковского, «Портрет Петрункевича» - Ге, два этюда Иванов а к его известной картине «Явление Христа народу» и «Радуга» - Айвазовского.Дело о порче картины Репина душевнобольным Балашовым направлено прокурором окружного суда к прекращению. 15 (02) марта 1913 года
---04 апреля (22 марта) 1914 годаК вандализму над картиной Репина.Приказчик Балашев, изрезавший известную картину И.Е.Репина — «Убиение Иоанном Грозным своего сына», в настоящее время находится на свободе.Недели две тому назад отец Балашева выписал своего слабоумного сына из Алексеевской психиатрической больницы, где тот в течение трех недель находился под наблюдением врачей. Врачи-психиатры, лечившие Балашева в больнице, признали его глубоким дегенератом с ярко выраженным слабоумием. Доставленный 15 февраля в больницу Балашев в первое время был очень беспокоен. Тяжелые, кошмарные галлюцинации доводили его до буйства. В последующие дни бредовые явления ослабели, и больной впал в апатию. Недоверчивый, замкнутый, Валашев одинаково избегал общения как с врачами, так и с больными. Иногда по целым дням он не произносил ни слова, не отвечая на обращенные к нему вопросы. Можно предполагать, что о своем проступке—нападении на картину Репина—Валашев позабыл. По крайней мере, даже в лучшие минуты самочувствия больной не мог вспомнить этого случая. Очевидно, варварское нападение явилось острой вспышкой безумия, не оставившей следа в памяти слабоумного больного.
На главнуюСвободное использование материалов "Газетных старостей" в Интернете, приветствуется при желательном указании авторства "Газетных старостей" и активной ссылке на "http://starosti.ru" |
|