13 декабря (30 ноября) 1913 года

О горячих завтраках в школе.

Школьное попечительство с. Богословки, Мариупольского уезда, обратилось к мариупольской уездной земской управе с просьбой о выдаче попечительству пособия на устройство горячих завтраков для детей в первой и второй школах с. Богословки. Необходимость устройства горячих завтраков в школах богословск. школьн. попечительство мотивирует указанием на недород хлебов в текущем году у местных крестьян, в виду чего дети ходят в школу не завтракая дома и не беря ничего съестного в школу.

В кинематографе «ТЕАТР ХХ век» выступает кино-декламатор г. ЛЕЙНОВ. Сопровождающаяся кино-декламацией картина «Лучше смерть, чем позор» изображает эпизод из жизни испанских евреев. Кинодекламация вносит оживление в демонстрирование этой картины.

ВНУТРЕННIЯ ИЗВѢСТIЯ

Надоевшие футуристы.

Футуризм уже потерял прелесть новизны, и лекции последователей этого модного течения не собирают публики. По крайней мере сегодняшний литературный вечер с участием всех1 шести столпов футуризма прошел при полупустом зал Соляного Городка. Главари футуризма уже исчерпали весь свой запас оригинальных мыслей и болтали с кафедры тот вздор, который мы неоднократно слышали на футуристических вечерах.

Французский министр-президент обменялся телеграммами с С.Д.Сазоновым и сэром Эдуардом Греем.
        Греческое правительство сообщив державам текст лондонского, бухарестского и афинского договоров, тем самым поставило державы в известность о присоединении Крита к Греции. Из Южной Албании выбыла во Флоренцию международная комиссия по определению южно-албанской границы.
        Состоялась аудиенция нового австро-венгерского посланника в Белграде барона Гисля у короля Петра.
        Македонцы в Софии избрали комитет для созыва македонского собора с целью обсуждения требований Македонцев.
       В германском peйxcтаге Поляк Сейда резко выступил против политики Германии на Ближнем Востоке.
       Германский объединенный комитет союзов работодателей учредил центральный орган для страхования на случай забастовок.
        На основании результатов следствия об аварии крейсера «San-Giorgio» смещены с должностей контр-адмирал Каньи, командир крейсера и подвергнуты аресту два лейтенанта.
        Во Флоренции найдена, пропавшая из Луврского музея картина Леонардо да-Винчи «Джиоконда».
        В Гавре забастовало 150 000 портовых рабочих.
       В Германии забастовали студенты зубоврачебных отделений университетов.
       Русский посланник в Пекине сделал своим иностранным коллегам предложение о выводе иностранных войск из Чжилийской провинции.
       Мексиканский конгресс решил заключить внутренний заем в 100 мил. пезо.
        Все китайские министерства получили, указание приготовить законопроекты к 7 декабря для внесения в административный совет.

В заседании Г.Думы принят ряд мелких законопроектов и принят вопрос морскому министру о забастовках на Обуховском заводе.
       В заседании Г.Совета продолжались прения по вопросу о городовом положении в Царстве Польском. Законопроект передан в согласительную комиссию.
       В Верном ощущалось землетрясение и колебание почвы с большим гулом.
       В восьми верстах от ст. Аньда пограничной стражей настигнута шайка хунхузов в 70 чел. В перестрелке убито 4 хунхуза, взяты в плен 6.
       На Кудринской площади в Москве произошло столкновение автомобиля с трамваем. Серьезно ранены два офицера и шофер.
       В Екатеринославе вынесен приговор по делу о «степных дьяволах».

ВНУТРЕННIЯ ИЗВѢСТIЯ

На вершине Казбека.

В последнем экстренном собрании русского общества любителей мироведения был прочитан М.П.Преображенской интересный доклад «Восхождение на вершину Казбека». М.П.Преображенская, совершившая всего шесть восхождений, впервые была на вершинах Казбека в 1900 г. Несколько лет назад по поручению горного общества М.П.Преображенская установила на высоком большом конусе Казбека, на высоте 5044 метр, метеорологическую будку с максимальным и минимальным термометрами. Максимальная температура на вершине Казбека, как показал термометр, 1° тепла по Цельсию. Что касается минимальной температуры, то определить ее не удалось. Преображенская указала, что на вершине Казбека имеется площадка размерами до 65 квадр. сажен и здесь удобно построить также высокогорную метеорологическую и астрономическую станции, необходимость которых теперь сильно ощущается. После доклада по предложению пулковского астрофизика Г.А.Тихова общее собрание единогласно постановило ходатайствовать о разрешении открыть подписку на сооружение высокогорных научных станций в горах Кавказа.

Третья русская Помпея. — Раскопки в Ани.

На обширной территории России возрождаются из недр земли трудами ученых три древних города, некогда живших кипучей торговой и политической жизнью-—это Херсонес (Таврической), Ольвия (Херсонской) и Ани (Эриванской губ.). Последний город (древняя столица армянского царства) раскапывается уже 12 лет академиком Н.Я.Марром на средства, ассигнуемые главным образом советом армянских церквей в С.Петербурге и некоторыми частными лицами и учреждениями. 28 ноября в заседании отделения восточной археологии Императорского Русского археологического общества, состоявшемся под председательством проф. Н.И.Веселовскаго, Н.Я.Марр сделал доклад о результатах своих работ по обследованию Ани в продолжение минувшего лета. Доклад сопровождался многочисленными диапозитивами. Перед зрителями развернулась величественная картина развалин угасшего города с его стенами, башнями, храмами и улицами. Ани в настоящее время охотно посещается. В Ани раскопаны пять групп построек близ храма Спасителя, в том числе обширный мавзолей XI столетия, маслодавильня, часовенки, причем в одной из них открыта любопытная купель, вделанная в камни стен. Обнаружены позднейшие пристройки к древним зданиям (XII — XIII веков). Существенные результаты истекшая кампания дала между прочим в выяснению вопроса об устройстве в Ани водопроводных сооружений. Произведен был ремонт некоторых наиболее интересных памятников.

Зима окончилась.

В ночь на вчера, 29-го Ноября, в столице наступила такая оттепель, что к утру санный путь совершенно испортился. В течение целого дня моросил мелкий дождь. К вечеру появились на улицах колесные экипажи. В окрестностях Петербурга снег быстро тает. Лед на Неве слаб. От Николаевского моста до Ново-Адмиралтейского канала ледяной покров стаял. «Ермак» стоит под парами ниже Николаевского моста.

Несостоявшийся обед.

Вчера, 29-го Ноября, в офицерском собрании армии и флота был назначен ежегодный обед участников защиты Порт-Артура. В виду записавшегося незначительного числа лиц, пожелавших участвовать в обеде был отменен.

Успех русского сыра.

Англичане, как известно, большие любители сыра, в настоящее время заинтересовались вопросом о ввозе к ним русского сыра. Экспортные организации Англии ведут уже переговоры с крупнейшим русскими сыроварнями о доставке их продукт а на берега Темзы.

Приднепровский Край (Екатеринослав).

ИНОСТРАННЫЯ ИЗВЕСТIЯ

Американская мода брить усы стала быстро распространяться в германской армии. Император Вильгельм, усы которого послужили образцом для долго державшейся моды, издал на-днях приказ, в котором заявил, что ему неприятно видеть в рядах своих офицеров столько безусых» физиономий и что он надеется по-прежнему любоваться воинственными, видом офицеров, а не женоподобными липами.
Разумеется, мода на бритье усов сразу прошла.

Синод против крематориума.

По поводу проекта петербургского городского управления учредить крематориум в Св. Синоде высказывается мнение, что со стороны духовного начальства ни в коем случае не может быть дано разрешение на погребение православных путем сожжения в крематориуме, так как сожжение трупов есть погребение языческое, с которым православная церковь боролась искони. По мнению синода, в крематориуме могут быть сжигаемы тела православных лишь в том случае если они лишены христианского погребения, как например тела самоубийц, а также трупы недоношенных и мертворожденных детей.

Новый кардинал декан Серафино Ванутелли опасно болен. В виду его преклонного возраста надежд на выздоровление мало. Ему 85 лет.

: Побить мировой рекорд скорости езды на автомобиле. Некто Дюре по пути из Остендэ в Мидлькерк сделал километр в 16,9 секунд, что дает 211,661 метров в час.

Президент Вильсон отклонил просьбу суфражисток о внесении законопроекта относительно голосования и выборов женщин в конгрессе.

В окрестностях Монтреля (северная Франция) убит гигантский орел, имеющий полторы сажени от конца одного крыла до другого.

С 1876 по 1913 год во Франции сменилось 54 кабинета министров и 607 министров.

В устье Темзы со взморья вошла громадная партия сельдей, остановив на несколько часов движение судов.

Лекция Эмиля Верхарна.

Вчера в большой аудитории Политехнического музея Эмилем Верхарном, гостящим в настоящее время в Москве, была прочитана на французском языке лекция под названием Культура энтузиазма (La culture de l‘enthousiasme), устроенная московским отделением общества распространения французского языка (Alliance francaise de Moscou).
Большой зал аудитории полон. Среди, слушателей преобладают представители французской колонии. Повсюду слышится французская речь. Присутствуют также представители литературного мира во главе с Валеpиeм Брюсовым.
Публика с нетерпением ожидает появления одного из властителей дум современности. Аудитория в напряжении.
Но вот на кафедре появляется небольшая, подвижная, несмотря на свои 60 почти лет, фигура поэта, и со всех концов зала несутся присутственные аплодисменты.
Сдержанно раскланявшись, Верхарн начинает свою лекцию.
Это далеко не тот обычного типа доклад, который ежедневно можно слышать в аудитории Политехнического музея. Это скорее живой, непринужденный разговор, - то, что французы называют „causerie".
Бодрым оптимизмом, светлой и мудрой радостью проникнуты слова этого седовласого, но юного душой человека.
Из вольной страны, из свободной культурной Бельгии, он привез утешение своим хмурым и печальным русским друзьям.
„Rythme Souverains"... так называется последняя книга Верхарна. И в его голосе, в его спокойной убежденности чувствуется присутствие этой державной гармонии".
Преклоняйтесь друг перед другом — вот девиз, призыв поэта. В мире так много богатств, прелести, великолепия.
Певец „Зорь" зовет к высшей культуре, к напряжению всех струн нашего духа.
Источник энтузиазма лежит в любовном проникновении в психику человека, в прошлое людей, где так много разумного и удивительного.
В природе и истории, в жизни индивидуума и общества, в творениях гения мы черпаем неиссякаемые богатства, получаем могучие импульсы для новых стремлений и достижений.
Прекрасная образная речь сопровождалась певучим музыкальным чтением лектором своих стихотворений, доставивших слушателям поэта огромное наслаждение.
Оратор умолк. Лекция окончилась. Раздались продолжительные аплодисменты, под гром которых, приветливо улыбаясь, несколько раз выходит Эмиль Верхарн.
На память о Москве наш знаменитый гость был снять при свете магния на кафедре, с которой звучало его мудрое, проникнутое примирением и любовью к жизни слово.

Финал исторического процесса о конфискованных Наполеоном 25 милл. франков.

В Париже закончился на днях интересный процесс, поводом к которому послужили действия генерала Наполеона Бонапарта, во время завоевания им венецианской республики.
По словам «Berl. Tag.», некая г-жа Коттон взыскивала с французского правительства 25 миллионов фр. на том основании, что Наполеон Бонапарт конфисковал в Венеции все родовое имущество, принадлежавшее фамилии Тьерри, прямой наследницей которой она могла бы быть.
По имеющимся документам, г-жа Коттон может доказать свое происхождение по восходящей линии вплоть до 16?6 года, когда Жан Тьерри завещал свое имущество Пьеру и Клоду Тьерри.
Процесс этот тянется с половины прошлого столетия.
Во всех инстанциях истице было отказано, и теперь французский суд окончательно отклонил ее просьбу на основании приговора суда, вынесенного еще в 1875 году, когда было указано на полную невозможность доказать теперь, действовал ли генерал Бонапарт как частный человек или в интересах Французской республики.

"Джиоконда" отыскана.

РИМ, 29. ХI - 12. ХII. Министр народного просвещения заявил в парламенте, что, по его сведениям, похищенная из Лувра "Джиоконда" Леонардо да-Винчи находится во Флоренции.

«Джиоконда» Леонардо да-Винчи, написанная художником в 1505 году и приобретенная французским королем Франциском I, была похищена из Лувра, где она находилась, 9-го августа 1911 года.
Исчезновение картины произвело необычайную сенсацию в Париже.
Поставлена была на ноги вся полиция. Был установлен на границе тщательный досмотр багажа всех уезжавших. Назначены были премии за указание места нахождения пропавшей картины. Но в течение двух лет все усилия отыскать картину оставались безуспешными.
Весь художественный и артистический мир Парижа находился в глубоко-подавленном настроены, в виду неудачи поисков. Распространился даже слух, что картина сгорела при вспышке магния в ателье того лица, которому администрацией Лувра разрешено било сделать снимки с «Джиоконды».
РИМ, 29, XI—12, XII. Известие о том, что «Джиоконда» нашлась, было получено в парламенте во время острых прений.
Когда известие с быстротой молния облетело кулуары, политические злобы дня были забыты. Зал заседаний быстро опустел. В кулуарах депутаты окружили министра народного просвещения, допытываясь о подробностях сенсационной находки.
Министр, однако, не мог сообщить ничего более, так как сам узнал о находке только из краткой телеграммы директора отдела изящных искусств.
РИМ, 29. ХI - 12. ХII. По поводу обнаружения "Джиоконды" официальное "Агентство Стефани" сообщает, что о находке было дано знать по телефону из Флоренции главным директором изящных искусств Риччи министру народного просвещения Кредаро.
Картина была предложена одному из флорентийских антиквариев, который, возымев подозрение, сообщил о полученном им предложении директору флорентийских музеев Поджи.
Последний донес об этом Риччи, который немедленно отправился во Флоренцию. Похититель картины, оказавшийся итальянцем, проживающем в Париже, при допросе признался, что он украл картину из Лувра, чтобы отомстить за все похищения произведений искусства совершенные в Италии Наполеоном I.
В настоящее время картина находится на хранении у полицейской префектуры во Флоренции и будет привезена в Рим.

Бегство Илиодора.

Поиски.

ЦАРИЦЫН, 29, XI. Полиция убеждена, что Илиодор скрывается в Царицыне. Решено поставить городовых и сыщик: еов во всех местах, где может появиться Илиодор, для его поимки.
Монастырь усиленно охраняется. Поезда обыскиваются жандармами.
ЦАРИЦЫН, 29, XI. Для розыска Илиодора поднята вся тайная и наружная полиция. Переодетые городовые следят за илиодоровцами. Ночью произведено у них много обысков, при чем полиция требовала указать место, где скрывается Илиодор.

Конфискация писем.

ЦАРИЦЫН, 29, XI. При обыске в «Новой Галилее» полицией конфискована масса писем, присылавшихся Илиодору.

На родине Илиодора.

МАРИИНСКАЯ СТАНИЦА, Донской обл., 29, XI. Отец и мать Илиодора ничего не знают об обстоятельствах его бегства. С ним они не встречались с весны, с момента ссоры.
Своим сестрам Илиодор запретил встречаться с собою два месяца назад. Мать Илиодора, старуха, плачет:
        — Пропал мой любимый сын. Сразу два удара: один сын—в тюрьме, другой пропал без вести.

Демонстрирование картин.

Собрание уполномоченных Старого-Крыма на последнем своем заседании постановило приобрести кинематографический аппарат для демонстрации научных картин учащимся в ремесленной школе и во всех других начальных городских школах.
Аппарат стоить 200 руб.
В виду сравнительно высокой стоимости аппарата, г. староста Ст.-Крыма просить феод. земскую управу принять 1/4 часть расхода на счет земства.