04 апреля (22 марта) 1914 года

ОБУЧЕНИЕ СТРЕЛЬБЕ.

В сферах, как известно, решено урегулировать постановку физического развития в России. В настоящее время на очереди вопрос о развитии стрелкового дела. По инициативе ген. Воейкова образовано особое совещание по вопросу о введении обучения стрельбе в учебных заведениях, о развитии спортивных стрелковых о-в и т.д.

ЦИРКУЛЯР ЕПИСКОПА.

В Одессе арх. Назарий запретил духовенству принимать в православие евреев, принявших лютеранство у финляндского пастора Пирра.

М. ГОРЬКИЙ.

В камеру судебного следователя вызывался М. Горький для предъявления ему следственного материала по возбуждаемому против него делу о кощунстве. Обвинение предъявлено по 73 ст. улож. о наказ. М. Горький ничего к следственному материалу не добавил. Дело направлено к прокурору, от которого будет зависеть составить обвинительный акт или прекратить дело.

Многочисленная греческая чета произвела нападение на Корицу. Голландский майор Рюггер легко ранен при нападении эпиротов на албанские дома в Корице.
        100 иеролохитов, атакованные 500 Албанцев близ Лесковики, принуждены были оставить свои позиции.
        В венгерской палате господ граф Тисса дал объяснение по румынскому вопросу.
        Отряды Курдов у Битлиса отразили правительственные войска. Причиной волнений явилось реакционное движение, направленное против применения реформ.
        В Вену прибыли русский, французский и английский делегаты международной контрольной комиссии в Албании для обсуждения вопроса о займе.
        Германская императрица и принц Иоахим отбыли из Венеции на о. Корфу на яхте «Hohenzollern».
        Асквит выехал для участия в выборной кампании в Истфайф.
        В Иоркшире забастовали 170,000 углекопов.
        В Мадрид открылись кортесы.
        В Нью-Фаундлэнде 170 человек экипажа парохода «New-Faundland» унесены на льдине во время cнежной бури. Спасено 37 человек.
        Отставка египетского кабинета Мохамед-паши-Саида последовал вследствие столкновений кабинета с хедивом.
       Определился составь нового японского кабинета с премьер-министром виконтом Киоура во главе.

Иерусалимскому патриарху Дамиану при Высочайшей грамоте пожалован орден св. Александра Невского.
        В Г. Думе обсуждался законопроект об уголовной и гражданской ответственности должностных лиц. При обсуждении запроса об отравлении работниц исключен на два заседания депутат Чхенкели.
        В Г. Совете обсуждался законопроект о вознаграждении за потерю права пропинации в Царстве Польском.
        Капитан 2-го ранга Вилькицкий назначен флигель-адъютантом к Его Императорскому Величеству.
       В Вильне открылся северо-западый съезд всероссийской экспортной палаты. Произошло соединение полотна Средне-Азиатской и Бухарской железных дорог.
        В Киевской губернии свирепствует сильная буря.
       В Ахалкалаках ощущались подземные толчки и повторыне колебания почвы.
        В Екатеринодаре вынесен приговор по делу кубанских разбойников.

Ген.-от-инф. Влад. Андр. де-ЛАТУР-де-БЕРНГАРД,

один из старейших генералов русской армии, член Александровского комитета о раненых, георгиевский кавалер, награжденный кроме того золотым оружием за храбрость, один из славных участников русско-турецкой войны 1877 —1878 г.г. Влад. Андр. получил высшее образование в Московском университете и в Михайловской артиллерийской академии. Глубоко и разносторонне образованный человек, он готовил к печати выдающуюся работу историко-философского характера.
Внезапная смерть помешала осуществлению его замысла.
+11 марта в Петербурге.

Возможна-ли война?

Неопределенное положение дела с вопросом о возобновлении русско-германского торгового договора вызывает ряд горячих дебатов во всероссийском клубе националистов.
Вчерашнее, 21-го Марта, заседание было посвящено обсуждению вопроса „возможна ли война России с Германией“.
В связи с ним очень интересной была вступительная речь председательствовавшего в собрании профессора-психиатра П.И. Kовалевского.
Оратор глубоко возмущен последними унижениями русских граждан в Германии и в настоящее время считает необходимым самое энергичное вмешательство в это дело русских дипломатов.
        — Даже с выступлениями таких небольших государству как Румыния и Греция, наша соседка Германия считается. Мы же, русские, обречены там на оскорбления и насилия — говорить оратор.
Сейчас, благодаря натянутости отношений с Германией, я, например, как врач, вынужден не советовать моим нервно-больным пациентам ехать лечиться в Германию или Австрию.
Очень сильную речь произнес Д. Н. Вергун.
Он предостерегает, что австрийский флот с 1904 года значительно усилился и готов каждую минуту прорваться в Черное море и дать там сражение русскому флоту.
Германская политика, по его мнению, полна козней.
Благодаря ей то и дело вспыхивают маленькие огоньки на Балканах, которые в любой момент могут разгореться в европейский костер.
Германской политикой, а с нею и политикой тройственного союза, руководит император Вильгельм, цель которого закончить объединение германства.
Этим объясняется и стремление германского императора усилить армию и заставить сделать то же свою союзницу Австрию.
И хотя вопрос об усилении армии прошел законодательным путем, при чем прошел в сопровождении мирового скандала, с целым рядом панам, подкупов и взяток, все же практически он до сих пор не осуществился, хотя рекрутский набор в настоящее время должен был быть законченным.
Не осуществится он и в Сентябре, до какого срока он отложен, так как в Австрии наблюдается массовое бегство рекрутов в Америку.
Не нам страшна война, a австрийцам и немцам. И наша дипломатия не учитывает удобного момента, чтобы выступить сейчас с самыми энергичными представлениями по поводу балканского вопроса.
Петербургский корреспондент газеты „Фигаро" французский гражданин Рене-Маршан считает безумием желание Германии завладеть миром.
Ни русским, ни дружественным французам война эта не страшна.
За Россией и Францией — аграрное экономическое благосостояние и мощные военные силы.
У Германии — одна промышленность, которой, а с нею и всей стране с объявлением войны грозит крах.

Из Ташкента сообщают о загадочном убийстве на Чемкентском тракте. Убиты Юхнов и его сожительница грузинка Нина. Убийство сопровождалось страшными истязаниями при помощи кавказских ножей. Тела убитых сплошь испещрены ранами, не исключая и половых органов.

В слоб. Покровской, Саратов, губ., у кр. Чернухина из сарая были украдены шесть хомутов с уздами. Потерпевший и другие крестьяне, обнаружив хомуты у одного знакомого, придумали наказать вора по старому обычаю: они навязали на вора все хомуты и узды и повели по улицам до сельского управления. Староста посадил вора в арестантскую, а собравшуюся публику разогнал.

В Париже арестована шайка в 12 человек, которая систематически обкрадывала покойников, погребенных на аристократическом кладбище в Пер-Лашез.

В Метце немецкий пограничный солдат застрелил итальянца, собиравшего хворост, за то, что тот, не понимая языка, не откликнулся на его окрик.

В окрестностях Женевы автомобиль с двумя итальянскими профессорами из Лугано, Сомари и Кометти, свалился с горы в пропасть на повороте дороги.

В Бармене (Пруссия) некто Герард Клаузен был на-днях присужден по совокупности к 175 годам тюремного заключения.

Самым богатым мальчиком в свете является некто Джон Броун, получивший по завещанию от своего деда умершего на-днях, капитал в 250.000.000 руб.

Д-р Уаллас, специалист по зубным болезням, утверждает, что в одной Англии каждый год портится не менее 21 миллиона зубов от конфет и сластей.

К вандализму над картиной Репина.

Приказчик Балашев, изрезавший известную картину И.Е.Репина — «Убиение Иоанном Грозным своего сына», в настоящее время находится на свободе.
Недели две тому назад отец Балашева выписал своего слабоумного сына из Алексеевской психиатрической больницы, где тот в течение трех недель находился под наблюдением врачей.
Врачи-психиатры, лечившие Балашева в больнице, признали его глубоким дегенератом с ярко выраженным слабоумием.
Доставленный 15 февраля в больницу Балашев в первое время был очень беспокоен. Тяжелые, кошмарные галлюцинации доводили его до буйства.
В последующие дни бредовые явления ослабели, и больной впал в апатию.
Недоверчивый, замкнутый, Валашев одинаково избегал общения как с врачами, так и с больными.
Иногда по целым дням он не произносил ни слова, не отвечая на обращенные к нему вопросы.
Можно предполагать, что о своем проступке—нападении на картину Репина—Валашев позабыл.
По крайней мере, даже в лучшие минуты самочувствия больной не мог вспомнить этого случая.
Очевидно, варварское нападение явилось острой вспышкой безумия, не оставившей следа в памяти слабоумного больного.

Русские Ведомости (Москва)

Премии за красивые фасады.

Вчера жюри по присуждению премии за красивые фасады под председательством члена городской управы Д.Д.Дувакина, в составе членов комиссии по внешнему благоустройству города, представителей архитектурного Общества, училища живописи, ваяния и зодчества и технико-архитектурного отдела городской управы закончило рассмотрение всех представленных на конкурс фасадов домов, построенных в 1913 г. в Москве. Первая премия, - золотая медаль, - присуждена фасад дома кн. Щербатова, на Новинском бульваре; две вторых премии, - серебряные медали, - присуждены за здание аудиторного корпуса высших женских курсов на Девичьем Поле, и за здание городского народного университета имени А.Л.Шанявского, на Миусской площади; три третьих премии, - бронзовые медали, - за дом гр. Шерметева, в Шереметевском пер., за дом Шах-Париньанца, в Ананьевском пер., близ Сухаревой площади, и за здание тверского отделения городского ломбарда, на Большой Бронной. За фасад дома Тарасовых, на углу Спиридоновки и Патриаршего пер., жюри не признало возможным присудить премию только по формальным причинам, так как этот дом построен до 1913 года. На дом кн. Щербатова решено прибить доску с именем строителя. Строителям домов, получивших первую и вторые премии, присуждены почетные дипломы.

Освобождение убийцы Н. А. Алексеева.

ПЕТЕРБУРГ, 21, III. (По телефону). Сегодня в 8-м отделении окружнаго суда происходило переосвидетельствование Адрианова, убийцы московского городского головы Н. А. Алексеева, находившегося в течение 21 года на испытании в больнице Николая чудотворца.
Адрианов накануне своего переосвидетельствования сильно волновался и провел всю ночь без сна.
Председательствовал в окружном суде при переосвидетельствовании Адрианова сам председатель петербургская окружного суда г. Рейнбот.
По открытии заседания председатель задает Адрианову вопрос:
        — Каково ваше отношение к современному общественному движению?
        — В течение 21 года,—отвечает Адриаиов,—я находился в заключении в больнице для душевно-больных и не следил, естественно, за течением общественной мысли. Единственное мое желание — как можно скорее освободиться из больницы и устроить свою личную жизнь. Больше я ничего не хочу. Это — моя единственная мечта.
Председатель задает второй вопрос:
        - Когда вы совершили убийство московского городского головы Алексеева, вы были больны?
Адрианов нервно отвечает:
        — Это было так давно, что я не помню. Может быть, я быль болен, а, может быть, был здоров.
Далее следует ряд других вопросов о жизни в больнице, о работе, о последующей деятельности, и т. д.
Адрианов на все вопросы отвечал вполне толково и обстоятельно.
После заключения психиатров гг. Рейса и Савичева, наблюдавших Адрианова в течение последних пяти лет и признавших его совершенно здоровым, суд постановил освободить Адрианова из заключения в больнице Николая чудотворца.
В сопровождении фельдшеров и сторожа, Адрианова отправили обратно в больницу, где он будет содержаться еще несколько дней до получения из суда бумаги об освобождения.
Адрианов, вернувшись в больницу, впал в обморочное состояние. С трудом привели его в чувство.
Придя в сознание, Адрианов бросился целовать врача и служителей, благодаря их за внимательное отношение их в течение его пребывания в больнице для душевно больных.

Убийство H. A. Алексеева.

В московской городской управе до сих пор служить очевидец убийства Адриановым городского готовы Н. А. Алексеева, курьер Корней Клеенкин.
Клеенкин был старшим курьером при Н. А. Алексееве.
Адрианов до дня покушения на Н. А. Алексеева, в течение 3-х или 4-х дней являлся в приемную городского и головы и вел беседы с Клеенкиным, справляясь, когда удобнее доложить о нем.
Адрианов тотчас же уходил, если узнавал, что у Н. А. Алексеева кто-нибудь уже находится в кабинете.
В день убийства. Адрианов явился в приемную около 12-ти часов дня.
Клеенкин посоветовал ему минуточку обождать:
        — У головы никого нет, он сейчас выйдет...
Адрианов потоптался на месте и вышел из приемной.
Как-раз в это время в дверях своего кабинета показался Н. А. Алексеев
Голова передал Клеенкину какой-то пакет для немедленной отправки.
Клеенкин бросился с пакетом к ближайшему курьеру и, встретив шедшего медленно по коридору Адрианова, сказал ему:
        - Идите, городской голова в приемной.
Адрианов бросился в приемную. Грянул первый выстрел.
Клеенкин схватил продолжавшего целиться Адрианова одной рукой за шею, другой — за руку с револьвером.
Раздался второй выстрел, но уже сделанный неверной рукой, и пуля засела в двери кабинета городского головы.
Эту пулю можно видеть и сёйчас, в центре небольшой деревянной рамы.
Между Адриановым и Клеенкиным завязалась борьба.
Клеенкину удалось повалить преступника на пол и обезоружить.
Н. А. Алексеев, стоя у дверей своего кабинета, наблюдал, по-видимому, спокойно эту борьбу.
Затем вернулся в свой кабинет, подошел к телефону и сообщил о происшествии обер-полицеймейстеру.
Затем опустил руку в карман и вынул ее всю в крови.
        — Я ранен, - сказал он.
Н. А. Алексеева уложили на диван в его кабинете.
Вызвали проф. Склифасовского.
В 3 часа дня была сделана операция.
В 7 часов утра на следующий день Н. А. Алексеев скончался тут же, в своем управском кабинете.

Южная Копейка (Киев).

К буре на Днепре.

Прибывшие из Чернобыля очевидцы передают подробности о гибели 14 человек на Днепре. Во время бури группа из 10 женщин и двух подростков, в сопровождении 2 перевозчиков переправлялась в 2 лодках с левого на правый берег р. Припять. Когда лодки были в 3 верстах от Чернобыля, разразилась буря. Сильными волнами лодки перевернуло и все 14 человек очутились в воде.
Присутствовавшие в это время на берегу люди, слышали отчаянные крики о помощи, но никто не поспешил на помощь своевременно.
Когда буря утихла, с берега отправилось несколько лодок на поиски погибших, но поиски оказались тщетными.
До настоящего времени найдено пока только 5 трупа — 4 женщин и одного мальчика. Производятся розыски остальных.
Буря, кроме того, как выясняется причинила массу и других бед. Ниже пристани Налесня погиб гончак г. Гольденберга «Держава». Люди с гончака спасены командой проходившего тогда мимо парохода «Кременчуг». Убытков от бури насчитывают около 75000 руб.

Б Е Р Д Я Н С К. Увольнение рабочих.

На заводе Гриевза происходят массовые увольнения рабочих, вследствие окончания горячего сезонного времени.
До сих пор рассчитаны до 200 человек, главным образом, подростки и чернорабочие. Существует предположение, что перед Пасхой будет уволено еще столько же.
Следует заметить, что ныне кончаются сроки договора с рабочими, нанимаемыми „артелями”, и теперь же происходит заключение договоров на следующий год. Так как эти договоры, не налагая на администрацию завода никаких серьезных обязанностей, вместе с тем, нормируют расценки, то увольнения, вызываемые отчасти окончанием сезона, делаются вместе с тем прекрасным средством заставить „артельных” рабочих согласиться на расценки, предлагаемые заводоуправлением.

Южный Край (Харьков)

НИКОЛАЕВ.

(От нашего корреспондента).

Высочайший дар.

Недавно открывшейся в Николаеве, по инициативе князя Гедройца, местного крупного помещика, музей изящных искусств имени Верещагина, получил уведомление от инициатора музея, что по представлению Великого Князя Кирилла Владимировича Государь Император всемилостивейше пожаловал музею часть своей картинной галереи, состоящую из 140 картин-оригиналов покойного художника Верещагина.
Щедрый Высочайший дар оценивается в 500,000 рублей.
Отныне в местном музее изящных искусств будут находиться все картины великого художника.
В Николаеве, в котором до последнего времени не было ни одного музея, сейчас функционируют музей изящных искусств имени Верещагина и музей древностей.
За сравнительно короткое время оба музея, благодаря щедрым дарам, особенно последнему - Высочайшему, — значительно обогатились и представляют собой довольно ценные хранилища.

Кругосветный путешественник

Сегодня городскую управу посетил кругосветный путешественник-пешеход болгарин Николай Александров. Путешествует г. Александров по назначению софийского спортивного кружка, объявившего премию в 25 тыс. франков тому, что в течение 6-ти лет пешком, без денег, живя на продажу только своих фотографических карточке обойдет весь земной шар (океаны, разумеется, разрешается переезжать). Маршрут г. Александров: Болгария, Румыния, Россия, Сибирь, Владивосток, Япония, Америка, Австралия, Африка, затем морем — Англия и Скандинавия, потом морем до Дании, Германия, Австро-Венгрия, Балканский полуостров – и София. По образованию г. Александров инженер-агроном. Кроме того, он имеет чин отставного поручика, участвовавшего в последней балканской войне. Во время своего путешествия г. Александров изучает культуру всех проходимых им стран. Г. Александров — убежденный спортсмен, взял награды на 6-ти велосипедных гонках (в Швейцария, Австро-Венгрии и др.) Все путешествие г. Александрова по России прошло в общем благополучно, если не считать некоторых неприятных столкновений.